Традиции и становление: АО «Рославльский вагоноремонтный завод» (продукция, руководство)

Традиции становления и развития Рославльского вагоноремонтного завода берут начало еще в XIX веке. Сегодня это одно из крупнейших предприятий Смоленской области, обеспечивающее рабочие места для тысяч жителей Рославля.

История создания и становления завода

Рославльский вагоноремонтный завод берет свое начало от железнодорожных мастерских, основанных в 1868 году для обслуживания подвижного состава Орловско-Витебской железной дороги. В этих мастерских в 1888 году российский инженер Н.Н. Бенардос впервые опробовал свое изобретение - электрическую дуговую сварку.

В 1918 году мастерские были национализированы и перешли в ведение Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). В 1929 году на их базе был создан Рославльский вагоноремонтный завод.

С 2003 по 2006 год завод входил в состав ОАО «Российские железные дороги». В 2006 году предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество. А в 2011 году произошла приватизация завода - 100% акций минус одна были проданы компании «Рустранском».

Основные этапы деятельности завода

На протяжении долгого времени основным направлением деятельности Рославльского ВРЗ был капитальный ремонт грузовых полувагонов и изготовление запасных частей к подвижному составу.

С 1993 года завод освоил капитальный и деповской ремонт цистерн различного назначения - для перевозки нефтепродуктов, химикатов. Также с этого времени началось строительство новых вагонов-цистерн для светлых нефтепродуктов.

В 1999 году предприятие приступило к выпуску цистерн для перевозки вязких нефтепродуктов. В том же году было налажено производство вагонов-цистерн для транспортировки опасных химических веществ, в частности олеума.

Основные технико-экономические показатели

По состоянию на 2022 год основные технико-экономические показатели Рославльского ВРЗ выглядят следующим образом:

  • Ежегодный выпуск продукции - около 3000 единиц подвижного состава;
  • Численность персонала - порядка 4000 человек;
  • Площадь территории завода - 60 га;
  • Производственные площади - 270 000 кв.м;
  • Уставный капитал - 870,8 млн рублей;
  • Годовой объем реализации - около 6 млрд рублей.

Таким образом, Рославльский ВРЗ представляет собой крупное предприятие, играющее заметную роль в экономике Смоленской области. По основным показателям завод входит в число лидеров отрасли железнодорожного машиностроения в России.

Структура предприятия и подразделения

Производственные подразделения Рославльского ВРЗ включают следующие основные цеха:

  • Механосборочный;
  • Колесно-роликовый;
  • Арматурный;
  • Цистерно-ремонтный.

Кроме того, в структуру завода входят различные вспомогательные отделы: инструментальный, ремонтно-механический, сварочный и другие.

Для обеспечения производственного процесса на территории Рославльского ВРЗ располагаются склады: металлопроката, лакокрасочных материалов, химреактивов.

Контроль качества продукции осуществляют специальные лаборатории: металлов, сварки, испытаний материалов.

Основная номенклатура продукции

Рославльский вагоноремонтный завод выпускает широкую номенклатуру продукции для железнодорожного транспорта:

  • Полувагоны для перевозки навалочных, штучных, лесных и других грузов;
  • Вагоны-платформы для негабаритных грузов;
  • Цистерны для перевозки нефтепродуктов, химических грузов, опасных жидкостей;
  • Запасные части для грузовых вагонов - колесные пары, боковые рамы, автосцепки, тормозное оборудование.

Особое внимание уделяется выпуску инновационных грузовых вагонов нового поколения, отвечающих современным требованиям рынка.

Рынки сбыта и основные потребители продукции

Основная часть продукции Рославльского вагоноремонтного завода, около 75%, поставляется на внутренний рынок России. Порядка 25% экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Крупнейшими потребителями вагонов и комплектующих Рославльского ВРЗ являются:

  • ПАО «Российские железные дороги»;
  • Компании «GlobalTrans», «Фосагротранс», «Нефтепродуктинвест»;
  • Предприятия нефтегазовой и химической отраслей.

Завод планомерно расширяет присутствие на рынках Азии, Африки, Латинской Америки. Экспортные поставки осуществляются как непосредственно в адрес зарубежных компаний, так и через посреднические фирмы.

Руководство и собственники завода

С 2011 года Рославльский вагоноремонтный завод находится в собственности холдинга «Рустранском». Генеральным директором предприятия является Юрий Черняк.

Юрий Черняк возглавляет завод с 2009 года. До этого он занимал руководящие посты на ряде машиностроительных предприятий Смоленской области. Под его руководством Рославльский ВРЗ активно модернизирует производство, осваивает новые виды продукции.

В состав совета директоров РВРЗ входят:

  • Александр Гомзин - генеральный директор ООО "УК "Рустранском"
  • Альберт Кунаев - вице-президент ООО "Транском"
  • Евгений Жариков - генеральный директор ООО "Рустрансавто"

Перспективы развития завода

У Рославльского ВРЗ имеются значительные перспективы дальнейшего развития. В планах предприятия - расширение номенклатуры выпускаемой продукции, увеличение доли инновационных грузовых вагонов нового поколения.

Также рассматривается возможность строительства новых производственных корпусов и цехов. Это позволит нарастить объемы выпускаемых грузовых вагонов и увеличить число рабочих мест в Рославле.

Большое внимание планируется уделить повышению энергоэффективности производства, внедрению ресурсосберегающих технологий. Это обеспечит снижение себестоимости продукции РВРЗ и рост ее конкурентоспособности.

Социальная ответственность

Рославльский вагоноремонтный завод является градообразующим предприятием для Рославля и всей Смоленской области. На заводе трудятся около 4000 человек.

РВРЗ оказывает содействие в решении социальных проблем города, участвует в благотворительных акциях, спонсирует объекты социальной инфраструктуры.

Так, в 2021 году по инициативе руководства завода в Рославле была отремонтирована городская поликлиника, а также проведены работы по благоустройству сквера им. Ленина.

Экологическая безопасность

На РВРЗ функционирует современная система очистки промышленных выбросов, что минимизирует воздействие производства на окружающую среду.

Внедряются ресурсосберегающие и малоотходные технологии. Ведется постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха и водных объектов в районе завода. Это позволяет контролировать соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Благодаря природоохранным мероприятиям РВРЗ удалось добиться снижения выбросов вредных веществ в атмосферу Рославля на 20% за последние 5 лет.

Качество и сертификация продукции

Рославльский вагоноремонтный завод уделяет большое внимание качеству выпускаемой продукции. На предприятии внедрена и постоянно совершенствуется система менеджмента качества, соответствующая международному стандарту ISO 9001.

Контроль качества осуществляется на всех этапах производственного процесса - от входного сырья до готовой продукции. Работает современная испытательная лаборатория. Проводятся периодические испытания готовых изделий и сварных соединений.

Вся выпускаемая продукция РВРЗ сертифицирована в системе ГОСТ Р. Также имеются сертификаты соответствия требованиям зарубежных стандартов, таких как EN, UIC, AAR. Это обеспечивает конкурентоспособность продукции на мировом рынке.

Кадровая политика

На Рославльском вагоноремонтном заводе трудятся около 4000 человек. Завод уделяет большое внимание привлечению квалифицированных кадров и повышению их профессионального уровня.

Действует система непрерывного обучения персонала, включающая как внутреннее обучение на рабочем месте, так и внешние курсы повышения квалификации. Работники регулярно проходят стажировки на передовых предприятиях отрасли.

Для молодых специалистов организована программа наставничества. Опытные работники завода передают им свои знания и навыки. Это позволяет быстрее ввести молодежь в курс дела.

История завода в фактах и цифрах

За 150-летнюю историю Рославльского вагоноремонтного завода накопилось немало интересных фактов и важных вех развития:

  • 1868 год - основание железнодорожных мастерских в Рославле;
  • 1888 год - опыты Бенардоса по электросварке на заводе;
  • 1929 год - преобразование мастерских в вагоноремонтный завод;
  • 1993 год - начало производства новых цистерн;
  • 1999 год - выпуск первых цистерн для опасных грузов;
  • 2011 год - приватизация завода компанией "Рустранском".

За годы работы завод отремонтировал более 300 000 единиц подвижного состава, выпустил около 200 000 новых грузовых вагонов.

Перспективы и планы развития

У Рославльского вагоноремонтного завода большой потенциал для дальнейшего развития. В планах - расширение производства, освоение новых видов продукции, завоевание новых рынков.

Планируется модернизация оборудования цехов, внедрение цифровых технологий, строительство нового корпуса. Это позволит нарастить объемы выпуска инновационных грузовых вагонов.

Большое внимание будет уделено развитию социальной сферы завода, улучшению условий труда, повышению квалификации персонала. Реализация этих планов выведет РВРЗ на новый уровень развития.

Комментарии