Адель Кутуй: загадочная личность и судьба
Адель Кутуй - выдающийся татарский писатель, чья судьба полна загадок и драматических поворотов. Как ему удавалось воплощать смелые творческие замыслы в суровых условиях XX века?
Детство и юность
Адельша Нурмухаметович Кутуев родился 28 ноября 1903 года в деревне Татарский Канадей Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне Пензенская область) в многодетной крестьянской семье. Его детство прошло в родной деревне, где он получил начальное образование.
В 1912 году семья Кутуевых переехала в Самару, где отец устроился на работу. Адельша с сестрой Зайнуль пошли учиться в русскую трудовую школу имени Льва Толстого. Именно там Адель впервые близко познакомился с русской поэзией Пушкина и Лермонтова и полюбил ее.
В 1917 году семья перебралась в поселок Кряж под Самарой. В 1920 году семнадцатилетний Адель тайком от отца уехал в Казань, чтобы посвятить себя литературному творчеству. Он поступил на химическое отделение Казанского политехнического института, проучился два года, работал в Татарско-башкирской командной школе.
Начало литературной деятельности
С 1923 года Адель Кутуй начал писать и публиковать собственные стихи в литературных изданиях. В 1924 году он вошел в литературную группу «Сулф» («Левый фронт»), пропагандировавшую футуризм. В 1927 году стал членом объединения татарских писателей «Җидегән» («Семерка»).
Первый сборник стихов Кутуя «Көннәр йөгергәндә» («В беге дней», 1924) был написан под влиянием идей футуризма. В 1925 году в Москве состоялось его знакомство с Владимиром Маяковским, Кутуй даже прочитал ему свое стихотворение «Левый марш» на татарском языке. Впоследствии он стал первым переводчиком Маяковского на татарский язык.
Для расширения кругозора Кутуй поступил на филологический факультет Восточного педагогического института в Казани, а в 1927-1928 годах преподавал литературу в школе. Активно печатал фельетоны, очерки и статьи в периодике. Много экспериментировал в жанре драмы, его пьесы ставились в театрах.
К концу 1920-х годов Адель Кутуй опубликовал несколько поэтических сборников и пьес, включая «Балдызкай» («Сестры в законе», 1926), «Казан» («Котел», 1927). Его творчество получило известность в литературных кругах Казани.
Гонения и творческий подъем
В феврале 1931 года Адель Кутуй вместе с другими участниками группы «Җидегән» был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. Проведя более полугода в заключении, он был освобожден за отсутствием состава преступления. Однако это надолго отлучило Кутуя от литературной жизни.
Многие друзья и товарищи отвернулись от поэта, перестали с ним здороваться, при встрече делая вид, что незнакомы. Аделя Кутуя не печатают, фактически его отлучили от литературы.
Несмотря на запреты, Кутуй продолжал писать. В 1930-е годы им были созданы такие значимые произведения, как романы «Солтанның бер көне» («День Султана», 1938), «Вөҗдан газабы» («Муки совести», 1939), поэма «Талантлар ватаны» («Родина талантов», 1937).
Наибольшую известность получила его лирическая повесть «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма», 1936), переведенная на многие языки мира. Стиль Кутуя эволюционировал от футуризма к лирике. Он также внес большой вклад в татарский театр как драматург и театральный критик.
Военный корреспондент
С началом Великой Отечественной войны Адель Кутуй работал на радио, а летом 1942 года ушел добровольцем на фронт рядовым солдатом-артиллеристом. Он участвовал в боях под Сталинградом, проявил мужество и был награжден орденами.
Вступив в КПСС, Кутуй стал военным корреспондентом газеты «Кызыл Армия» («Красная Армия») на татарском языке. Его фронтовые очерки и художественные произведения, проникнутые патриотизмом, публиковались во многих изданиях.
В 1944 году во время краткого отпуска Кутуй написал фантастическую повесть для детей «Приключения Рустема», посвященную своему сыну. К сожалению, он успел завершить только первую часть книги.
Условия работы военкора на передовой были крайне тяжелыми. Несмотря на постоянную опасность, Кутуй самоотверженно выполнял свой долг, доставляя людям правдивые репортажи с фронта.
Трагическая гибель
В конце 1944 года Кутуй участвовал в боях на территории Польши. Из-за сильных переохлаждений он заболел воспалением легких, которое перешло в скоротечную форму туберкулеза. 15 июня 1945 года Адель Кутуй скончался в госпитале польского города Згеж и был похоронен на местном воинском кладбище.
Так трагически оборвалась жизнь выдающегося татарского писателя, не успевшего воплотить многие творческие замыслы. Среди незавершенных произведений Кутуя осталась лишь первая часть детской фантастической повести «Приключения Рустема».
Память о Кутуе на родине
На родине Аделя Кутуя в Татарстане чтят память о нем как о великом писателе и героическом сыне своего народа. Его именем названы улица в Казани и Набережные Челны. В его родной деревне Татарский Канадей открыт музейный уголок, посвященный жизни и творчеству Кутуя.
Каждый год 9 мая, в День Победы, в Татарстане вспоминают и Аделя Кутуя как писателя-фронтовика, отдавшего жизнь за Родину. Его произведения о войне не утратили актуальности и сегодня, продолжая вдохновлять на подвиги во имя Отчизны.
Творческое наследие
За свою недолгую жизнь Адель Кутуй успел оставить значительное литературное наследие, включающее произведения во многих жанрах:
- Сборники стихов в духе футуризма: «В беге дней», «Пятилетка»;
- Романы: «День Султана», «Муки совести»;
- Повесть «Неотосланные письма»;
- Поэмы: «Родина талантов»;
- Пьесы: «Сестры в законе», «Котел»;
- Литературно-критические статьи в периодике.
Его книги неоднократно переиздавались в Татарстане, многие произведения переведены на другие языки народов России и мира. Творчество Кутуя оказало большое влияние на развитие татарской и мировой литературы XX века.
Сын Аделя Кутуя
У Аделя Кутуя остался сын Рустем, родившийся в 1936 году. Он пошел по стопам отца и тоже стал писателем, переводчиком, заслуженным работником культуры Татарстана. Рустем Кутуй перевел на русский язык последнюю повесть своего отца «Приключения Рустема», а также ряд других его произведений.
Хотя Рустем Кутуй никогда не видел своего отца, он бережно хранил память о нем и пронес любовь к литературе через всю жизнь. Сын достойно продолжил дело отца, внеся вклад в татарскую культуру.