Типографская тайна сплава гарт: история появления

Сегодня мы погрузимся в увлекательную историю возникновения типографского сплава гарт. Этот материал позволил человечеству совершить скачок в распространении информации благодаря изобретению книгопечатания. Но как появился этот загадочный сплав, и почему он так идеально подошел для создания литер?

Исторические корни гарта

Книгопечатание зародилось довольно давно В Европе рукописные книги переписывались от руки в монастырях. Этот кропотливый труд занимал огромное количество времени и сил.

Первое упоминание о гарте как о типографском металле встречается в 1474 году в книгах немецкого типографа Иоганна Цайнера, который работал в городе Ульм. Там сказано, что книга напечатана при помощи "stagnis characteribus", то есть оловянных литер.

Во Франции в 1878 году были найдены старейшие типографские литеры, отлитые примерно в 1479 году. Сейчас они хранятся в Парижской Национальной библиотеке. Химический анализ показал, что литеры сделаны из олова.

Подробное описание состава типографского сплава впервые встречается в трактате итальянского инженера Ванноччо Бирингуччо "Пиротехния", изданном в 1540 году в Венеции:

"3/4 высококачественного олова, 1/8 свинца и 1/8 сурьмы" - таков состав гарта по Бирингуччо.

Иоганн Гутенберг считается первым типографом Европы: в 1440-х годах он создал сой революционный способ книгопечатания подвижными литерами. Что использовал Гутенберг для своего изобретения? Существует несколько гипотез:

  • Чистое олово, как и в ранних европейских типографиях
  • Свинец, олово и сурьма в пропорциях 70/25/5%
  • Свинец, олово и висмут по рецепту, упомянутому в стихотворении Ганса Сакса 1580 года

Сурьма обладает уникальным свойством расширяться при затвердевании, что позволяет точно заполнить форму для отливки литеры. Кроме того, сурьма придает сплаву твердость и износостойкость, так необходимые для долговечной работы шрифта.

Применение гарта в полиграфии

Типографские сплавы нашли широкое применение в полиграфическом производстве:

  • Для отливки машинного набора
  • Для отливки стереотипов (печатных форм)
  • Для изготовления шрифтов ручного набора
  • Для отливки линеек
  • Для отливки пробельного материала (шпона)

Наиболее распространены сплавы свинца, сурьмы и олова. Их характеристики:

Низкая температура плавления 242-375 °C
Хорошие литейные свойства Усадка около 0,7%
Мелкозернистая структура отливки

Сурьма уменьшает усадку и повышает твердость гарта. А олово улучшает литейные качества и делает сплав менее хрупким.

Для уменьшения вреда от свинца предпринимались попытки создания цинковых типографских сплавов. Они обладают большей твердостью, чем свинцовые, но не получили широкого распространения.

Почему же гарт так хорошо заполняет форму для отливки? Это связано с его уникальным свойством расширяться при застывании. Можно сказать, что расплавленный гарт как бы "дышит полной грудью", прежде чем окаменеть в нужном обличье литеры.

Были предприняты эксперименты по замене гарта на пластмассу, которая позволяет лить шрифты методом прессования. Однако пока гарт остается незаменим для полиграфии.

Недостатки гарта и попытки их преодоления

Несмотря на все достоинства, применение гарта в полиграфии имеет ряд недостатков:

  • Недостаточная твердость приводит к быстрому износу печатных форм
  • Токсичность свинца опасна для здоровья работников
  • Высокая стоимость компонентов

Чтобы устранить эти проблемы, экспериментировали с другими металлами в составе типографского сплава. Например, добавляли щелочные металлы - литий и натрий, а также щелочноземельные, такие как кальций.

Однако такие сплавы оказались неудачными. При их высокой температуре плавления происходило сильное окисление металлов, что приводило к большим потерям материала.

В некоторых случаях типографские сплавы удавалось частично заменить на пластмассы при отливке шрифтов и изготовлении стереотипов. Однако полностью отказаться от гарта пока не представляется возможным.

Производство гарта

Типографский сплав гарт изготавливают из гартблея - побочного продукта плавки свинцовых руд. Это сплав свинца с сурьмой.

Для отливки литер расплавленный гарт заливают в металлические формы с матрицами букв. Матрицы изготавливают тиснением по металлу с помощью стальных штампов.

Производство шрифтов ручного набора требует высокой точности при отливке каждой литеры. Современные технологии позволяют частично автоматизировать этот процесс.

Современное использование гарта

В наше время гарт продолжает применяться в полиграфии для изготовления печатных форм. Кроме того, из него отливают декоративные фигурки, художественные изделия, пули и дробь.

Перспективным направлением является использование гарта в нанотехнологиях благодаря возможности создавать микрочастицы заданной формы.

Утилизация отходов гарта

Отработанный гарт, шрифтовой лом и отходы производства требуют безопасной утилизации, чтобы не наносить вред окружающей среде. Существуют технологии переработки таких отходов во вторичное сырье.

Историческое значение гарта

За свою многовековую историю гарт сыграл уникальную роль в развитии человеческой цивилизации. Без этого материала невозможно было бы изобретение книгопечатания, которое позволило распространять знания и культуру по всему миру.

Комментарии