Морские буксиры: что нужно знать о судах-спасателях на воде

Буксиры являются важной частью морского флота. Они выполняют множество задач - от швартовки кораблей в портах до спасения терпящих бедствие судов в открытом море.

История появления морских буксиров

Первые попытки создания паровых буксиров относятся к XVIII веку. В 1736 году англичанин Джонатан Гулльс построил одно из первых паровых судов, которое можно назвать прообразом современного портового буксира. Однако из-за слабости паровых машин того времени эксперимент оказался неудачным.

Начало массового строительства морских буксиров относится к 1850-м годам. В 1850 году английский буксир "Виктория" впервые продемонстрировал успешную работу по вводу и выводу крупных морских судов из порта. Это дало толчок к созданию флотов портовых буксиров по всему миру.

Первые десятилетия буксиры оснащались паровыми машинами. В 1906-1910 годах в России появились первые дизельные буксиры, но паровые еще долго оставались доминирующим типом. Массовый переход к дизельным двигателям произошел в 1920-1930-х годах.

Классификация морских буксиров

Существует несколько способов классификации морских буксиров:

  • По району плавания: Океанские Морские Прибрежные Рейдовые Портовые
  • По назначению: Буксиры-кантовщики Линейные буксиры Океанские буксиры-спасатели Плавучие краны-буксиры
  • По типу двигателя: Паровые Дизельные Дизель-электрические
  • По типу движителя: Винтовые Колесные Тракторные Войт-Шнайдер

Кроме того, иногда выделяют деление на конвенциональные буксиры с винтовым движителем и буксиры тракторного типа с азимутальными движителями или движителями Войт-Шнайдер.

Особенности конструкции морских буксиров

Конструкция морских буксиров отличается рядом особенностей:

  • Высокая мощность энергетической установки при относительно невысокой скорости хода.
  • Усиленный корпус и повышенная остойчивость.
  • Глубокая осадка и большой диаметр гребных винтов.
  • Наличие специальных буксирных устройств.
  • Повышенная маневренность.
  • Защита винторулевого комплекса от повреждений.
  • Расположение рубки, обеспечивающее круговой обзор.

Для создания высокого тягового усилия на буксиры ставят мощные двигатели и большие гребные винты. Глубокая осадка необходима, чтобы винты всегда оставались в воде. Усиленный корпус и остойчивость нужны для безопасной работы с тяжелыми объектами.

Буксирное устройство располагают в центре тяжести для улучшения маневренности. Рубку обычно делают с улучшенным обзором. На некоторых буксирах она может подниматься и опускаться.

Особенности морских буксиров-спасателей

Морские буксиры-спасатели относятся к наиболее крупному классу буксиров. У них есть ряд особенностей:

  • Высокая автономность и практически неограниченный район плавания.
  • Большой экипаж по сравнению с другими буксирами.
  • Многофункциональность - способность к спасению, буксировке, тушению пожаров, ремонту судов.
  • Наличие специального оборудования - кранов, трюмов, водолазных комплексов, медоборудования.

Крупнейшие буксиры-спасатели, такие как проект Р-5757 "Фотий Крылов", имеют водоизмещение более 5000 тонн и мощность свыше 20 000 л.с. Они могут действовать автономно в любой точке Мирового океана.

Помимо спасательных операций, такие буксиры выполняют обычные буксировочные работы, патрулируют районы океана, сопровождают корабли.

Буксиры-толкачи на реках и озерах

На реках и озерах широко используются буксиры-толкачи. Они приспособлены для транспортировки несамоходных судов методом толкания. Преимущества толкания перед буксировкой:

  • Более высокая экономическая эффективность (на 20-30%).
  • Большая компактность состава.
  • Струя от винтов толкача не тормозит движение.

Конструктивные особенности речных толкачей-буксиров:

  • Небольшие размеры при высокой мощности.
  • Наличие толкающих устройств и автосцепок.
  • Повышенная маневренность.

Толкачи широко используются в США, России и других странах уже более века. Они перевозят значительную долю грузов по рекам. На море этот метод применяют реже.

Применение морских буксиров

Морские буксиры используются для решения разнообразных задач:

  • Буксировка судов в портах и по акватории портов.
  • Швартовка крупных судов.
  • Транспортировка несамоходных судов, плавучих доков, негабаритных грузов на большие расстояния.
  • Ледокольные работы, проводка караванов во льдах.
  • Аварийно-спасательные работы на море.
  • Сопровождение крупнотоннажных судов в сложных навигационных условиях.
  • Патрулирование акваторий и тушение пожаров на других судах.

Наиболее распространены буксиры-кантовщики, работающие в портах. Они обеспечивают швартовные операции, перемещение судов между причалами.

Современные тенденции в буксиростроении

В настоящее время в конструкции морских буксиров намечаются следующие тенденции:

  • Все более широкое применение дизель-электрических установок вместо механических.
  • Использование винторулевых колонок в качестве движителей для повышения маневренности.
  • Увеличение степени автоматизации, сокращение экипажа.
  • Оснащение новейшим навигационным оборудованием.
  • Улучшение мореходных качеств, увеличение автономности.

Развиваются и совершенствуются буксиры-спасатели. Так, в России создан новый тип морских спасательных буксиров проекта MPSV12, оснащенных самым современным оборудованием.

Интересные факты о морских буксирах

  • Один из первых в мире пароходов, построенный в 1736 году, был по сути прототипом современного буксира.
  • Самый мощный в мире дизельный двигатель установлен на морском буксире «Владимир Игнатюк», его мощность - 17480 кВт.
  • Самый большой в мире буксир «Сунь Шипин» имеет мощность 74780 кВт, что превышает мощность авианосца.
  • В 1864 году в России появился первый ледокольный буксир, предшественник современных ледоколов.
  • На фото морских буксиров часто можно увидеть яркую раскраску этих судов.

Морские буксиры продолжают играть важную роль в обеспечении безопасности мореплавания. Создание новых высокотехнологичных буксиров способствует развитию морской отрасли.

Комментарии