Морские буксиры: что нужно знать о судах-спасателях на воде
Буксиры являются важной частью морского флота. Они выполняют множество задач - от швартовки кораблей в портах до спасения терпящих бедствие судов в открытом море.
История появления морских буксиров
Первые попытки создания паровых буксиров относятся к XVIII веку. В 1736 году англичанин Джонатан Гулльс построил одно из первых паровых судов, которое можно назвать прообразом современного портового буксира. Однако из-за слабости паровых машин того времени эксперимент оказался неудачным.
Начало массового строительства морских буксиров относится к 1850-м годам. В 1850 году английский буксир "Виктория" впервые продемонстрировал успешную работу по вводу и выводу крупных морских судов из порта. Это дало толчок к созданию флотов портовых буксиров по всему миру.
Первые десятилетия буксиры оснащались паровыми машинами. В 1906-1910 годах в России появились первые дизельные буксиры, но паровые еще долго оставались доминирующим типом. Массовый переход к дизельным двигателям произошел в 1920-1930-х годах.
Классификация морских буксиров
Существует несколько способов классификации морских буксиров:
- По району плавания: Океанские Морские Прибрежные Рейдовые Портовые
- По назначению: Буксиры-кантовщики Линейные буксиры Океанские буксиры-спасатели Плавучие краны-буксиры
- По типу двигателя: Паровые Дизельные Дизель-электрические
- По типу движителя: Винтовые Колесные Тракторные Войт-Шнайдер
Кроме того, иногда выделяют деление на конвенциональные буксиры с винтовым движителем и буксиры тракторного типа с азимутальными движителями или движителями Войт-Шнайдер.
Особенности конструкции морских буксиров
Конструкция морских буксиров отличается рядом особенностей:
- Высокая мощность энергетической установки при относительно невысокой скорости хода.
- Усиленный корпус и повышенная остойчивость.
- Глубокая осадка и большой диаметр гребных винтов.
- Наличие специальных буксирных устройств.
- Повышенная маневренность.
- Защита винторулевого комплекса от повреждений.
- Расположение рубки, обеспечивающее круговой обзор.
Для создания высокого тягового усилия на буксиры ставят мощные двигатели и большие гребные винты. Глубокая осадка необходима, чтобы винты всегда оставались в воде. Усиленный корпус и остойчивость нужны для безопасной работы с тяжелыми объектами.
Буксирное устройство располагают в центре тяжести для улучшения маневренности. Рубку обычно делают с улучшенным обзором. На некоторых буксирах она может подниматься и опускаться.
Особенности морских буксиров-спасателей
Морские буксиры-спасатели относятся к наиболее крупному классу буксиров. У них есть ряд особенностей:
- Высокая автономность и практически неограниченный район плавания.
- Большой экипаж по сравнению с другими буксирами.
- Многофункциональность - способность к спасению, буксировке, тушению пожаров, ремонту судов.
- Наличие специального оборудования - кранов, трюмов, водолазных комплексов, медоборудования.
Крупнейшие буксиры-спасатели, такие как проект Р-5757 "Фотий Крылов", имеют водоизмещение более 5000 тонн и мощность свыше 20 000 л.с. Они могут действовать автономно в любой точке Мирового океана.
Помимо спасательных операций, такие буксиры выполняют обычные буксировочные работы, патрулируют районы океана, сопровождают корабли.
Буксиры-толкачи на реках и озерах
На реках и озерах широко используются буксиры-толкачи. Они приспособлены для транспортировки несамоходных судов методом толкания. Преимущества толкания перед буксировкой:
- Более высокая экономическая эффективность (на 20-30%).
- Большая компактность состава.
- Струя от винтов толкача не тормозит движение.
Конструктивные особенности речных толкачей-буксиров:
- Небольшие размеры при высокой мощности.
- Наличие толкающих устройств и автосцепок.
- Повышенная маневренность.
Толкачи широко используются в США, России и других странах уже более века. Они перевозят значительную долю грузов по рекам. На море этот метод применяют реже.
Применение морских буксиров
Морские буксиры используются для решения разнообразных задач:
- Буксировка судов в портах и по акватории портов.
- Швартовка крупных судов.
- Транспортировка несамоходных судов, плавучих доков, негабаритных грузов на большие расстояния.
- Ледокольные работы, проводка караванов во льдах.
- Аварийно-спасательные работы на море.
- Сопровождение крупнотоннажных судов в сложных навигационных условиях.
- Патрулирование акваторий и тушение пожаров на других судах.
Наиболее распространены буксиры-кантовщики, работающие в портах. Они обеспечивают швартовные операции, перемещение судов между причалами.
Современные тенденции в буксиростроении
В настоящее время в конструкции морских буксиров намечаются следующие тенденции:
- Все более широкое применение дизель-электрических установок вместо механических.
- Использование винторулевых колонок в качестве движителей для повышения маневренности.
- Увеличение степени автоматизации, сокращение экипажа.
- Оснащение новейшим навигационным оборудованием.
- Улучшение мореходных качеств, увеличение автономности.
Развиваются и совершенствуются буксиры-спасатели. Так, в России создан новый тип морских спасательных буксиров проекта MPSV12, оснащенных самым современным оборудованием.
Интересные факты о морских буксирах
- Один из первых в мире пароходов, построенный в 1736 году, был по сути прототипом современного буксира.
- Самый мощный в мире дизельный двигатель установлен на морском буксире «Владимир Игнатюк», его мощность - 17480 кВт.
- Самый большой в мире буксир «Сунь Шипин» имеет мощность 74780 кВт, что превышает мощность авианосца.
- В 1864 году в России появился первый ледокольный буксир, предшественник современных ледоколов.
- На фото морских буксиров часто можно увидеть яркую раскраску этих судов.
Морские буксиры продолжают играть важную роль в обеспечении безопасности мореплавания. Создание новых высокотехнологичных буксиров способствует развитию морской отрасли.