Производство антифриза - особенности, технология
Антифриз - жизненно важная жидкость для автомобиля. Без него мотор зимой не заведется. Качественный антифриз - залог долговечности вашего автомобиля. Узнайте все об особенностях производства этого продукта в нашей подробной статье.
Наша статья подробно освещает все аспекты бизнеса по производству антифриза - от истории появления этой жидкости до выбора технологии, сырья и оборудования, расчета окупаемости и перспектив рынка. Вы узнаете, как грамотно организовать такое производство - в собственном цеху или на аутсорсинге, просчитать экономику и получить прибыль. Материал будет полезен как новичкам, так и опытным предпринимателям.
История появления антифриза
Первые упоминания об использовании охлаждающих жидкостей относятся к началу XX века. Тогда экспериментировали с различными веществами, чтобы предотвратить замерзание воды в радиаторах автомобилей зимой.
В 1908 году британская компания Auto Sundries выпустила охлаждающую жидкость под названием "Non-Freezing Liquid". В ее основе был глицерин, разбавленный водой и спиртом.
Однако такие смеси имели существенные недостатки:
- Высокая вязкость, затрудняющая циркуляцию в системе охлаждения
- Низкая теплоемкость по сравнению с водой
- Коррозионная активность и разрушение уплотнений
Производство антифриза в современном понимании началось после появления этиленгликоля. Это вещество, запатентованное в США в 1859 году, стали активно использовать как основу антифризов с 30-х годов XX века.
Современные технологии производства
Сейчас большинство антифризов производят на основе этиленгликоля или его аналога пропиленгликоля. Эти вещества имеют низкую температуру замерзания, высокую теплоемкость и совместимы с материалами системы охлаждения.
Основное отличие разных технологий производства антифризов:
- Неорганические (фосфаты, силикаты, нитриты и др.)
- Органические (карбоновые кислоты и их соли)
- Гибридные (комбинация вышеуказанных)
Технология | Преимущества | Недостатки |
IAT (неорганические присадки) |
|
|
OAT (органические присадки) |
|
|
HOAT (гибридные присадки) |
|
|
К примеру, в США часто используют антифризы на основе нитритов (NOAT технология), в Европе популярны силикатные присадки (SiOAT), а Азии отдают предпочтение фосфатам (POAT).
Помимо традиционного этиленгликоля, в ряде стран выпускают антифризы на основе пропиленгликоля или с частичной заменой гликолей на глицерин.
Антифризы российского производства
SINTEC UNIVERSAL G11 - Антифриз используется для легковых и грузовых машин и иного транспорта, эксплуатируемого в условиях разной тяжести. Защищает систему от перегрева, появления ржавчины и отложений в системе.
ЛУКОЙЛ GREEN G11 - В основе состава лежит этиленгликоль, изготовленный по особой технологии. В состав входят добавки (силикаты и соли органических кислот), защищающие систему и двигатель от коррозии.
SINTEC EURO G11 - Готовый к использованию антифриз последнего поколения, созданный с применением зарубежных ингибиторов коррозии и моноэтиленгликоля высокого качества.
COOLSTREAM HYBRID EXTRA - Выделяется повышенной эффективностью охлаждения мотора, идеальной защитой алюминия, совместимостью с пластиковыми и эластомерными элементами.
Оборудование и сырье
Производство антифриза требует использования специализированного технологического оборудования.
Основные единицы оборудования
Для организации полного цикла производства антифриза необходимо следующее основное оборудование:
- Реакторы для приготовления рабочего раствора
- Фасовочные машины различной производительности
- Этикетировочное оборудование
- Линии упаковки в тару
Кроме того, потребуются вспомогательное оборудование: насосы, трубопроводы, емкости для хранения, фильтры и т.д. Полный комплект оборудования для завода по производству антифриза мощностью 1000 тонн в месяц будет стоить порядка 5-7 миллионов рублей.
Основное сырье
Для производства антифризов используется следующее сырье:
- Этиленгликоль или пропиленгликоль в качестве основы
- Вода дистиллированная
- Пакет присадок (ингибиторов коррозии)
- Красители пищевые разных цветов
Основное сырье можно закупать как у российских, так и у зарубежных поставщиков. Например, крупнейший российский производитель этиленгликоля - завод в Нижнекамске, входящий в ГК "Таиф".
Стандарты качества
Любой выпускаемый антифриз в России должен соответствовать определенным стандартам качества и безопасности.
Обязательная сертификация
В России действует ГОСТ 28084-89, устанавливающий требования к показателям качества охлаждающих жидкостей. Проводятся такие испытания, как определение температуры кристаллизации, коррозионной активности, рН и других параметров.
Дополнительные допуски
Кроме обязательной сертификации, производители антифризов могут получать дополнительные разрешения от производителей техники. Например, одобрения Volkswagen (TL-774), Mercedes-Benz (325.0 и 326.0), MAN (324 Typ SNF) и других известных брендов.
Организация производства
Существует несколько вариантов организации совместного производства антифризов:
- Собственный цех
- Производство на арендованных площадях
- Полный аутсорсинг с размещением заказа на стороннем предприятии
Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки с точки зрения объемов, гибкости, стоимости и других факторов.
Экономика производства
Рассмотрим основные экономические показатели производства антифриза как бизнеса на примере цеха мощностью 1000 тонн готовой продукции в месяц.
Расчет себестоимости
Себестоимость 1 литра антифриза складывается из стоимости сырья, материалов, энергоресурсов, оплаты труда персонала и накладных расходов. Примерный расчет для цеха мощностью 1000 тонн:
- Сырье и материалы - 12 руб/литр
- Электроэнергия - 2 руб/литр
- ФОТ - 3 руб/литр
- Накладные расходы - 2 руб/литр
- Итого: 19 руб/литр
Формирование оптовых цен
Оптовые цены формируются на основании себестоимости с учетом желаемой нормы прибыли. Например, при рентабельности 30%:
- Себестоимость 1 литра - 19 руб
- Прибыль из расчета 30% - 6 руб
- Оптовая цена 1 литра - 25 руб
Расчет выручки и прибыли
Исходя из оптовой цены и объемов реализации, можно рассчитать выручку и прибыль:
- Ежемесячный объем 1000 тонн = 1 000 000 литров
- Цена реализации 25 руб/литр
- Ежемесячная выручка 25 000 000 руб
- Ежемесячные затраты 19 000 000 руб
- Чистая прибыль 6 000 000 руб в месяц
Окупаемость инвестиций
Срок окупаемости проекта рассчитывается исходя из необходимого объема инвестиций в оборудование и оборотный капитал:
- Инвестиции в основные средства - 7 млн руб
- Оборотные средства - 5 млн руб
- Суммарные вложения 12 млн руб
- Ежемесячная прибыль 6 млн руб
- Срок окупаемости 12/6 = 2 года
Анализ рентабельности
На основании приведенных расчетов можно сделать вывод, что проект является достаточно эффективным:
- Годовая EBITDA составит 72 млн руб
- Рентабельность продаж > 35%
- Срок окупаемости 2 года
Это обеспечивает инвестору хорошую доходность вложенного капитала.
Масштабирование бизнеса
При достижении запланированных показателей по объемам производства и рентабельности можно рассмотреть варианты масштабирования бизнеса.
Увеличение мощностей
Первый путь - наращивание собственных производственных мощностей. Это потребует дополнительных инвестиций в оборудование, площади, оборотный капитал. Но позволит получить экономию на масштабе.
Создание франшизы
Еще один способ - продажа франшизы на открытие аналогичного производства в других регионах. Преимущества: быстрый рост, минимум собственных вложений. Но требует отлаженной системы контроля качества продукции партнеров.
Вывод на экспорт
Перспективное направление - начало экспорта антифриза в ближнее зарубежье. Это позволит занять новые рынки сбыта без существенного увеличения мощностей. Но потребует адаптации продукта и логистической инфраструктуры.
Диверсификация бизнеса
На основе накопленного опыта и клиентской базы можно освоить выпуск другой автомобильной химии: тормозных жидкостей, концентратов омывающих стекол и т.д. Это позволит максимально загрузить имеющиеся мощности, снизить удельные издержки, а также сгладить сезонные колебания спроса.
Продажа бизнеса
На определенном этапе может возникнуть вопрос о продаже успешно развивающегося бизнеса по производству антифриза стратегическому инвестору или промышленной группе. Это позволит основателям получить солидный выход и переключиться на новые проекты.