Рефрижераторные суда: важное звено морских перевозок

Рефрижераторные суда - неотъемлемая часть мировой торговли. Без них невозможна транспортировка скоропортящихся грузов: мяса, морепродуктов, фруктов, овощей. Эти high-tech корабли поддерживают нужный температурный режим в трюмах на протяжении всего рейса. Давайте разберемся, как устроены рефрижераторы, их историю и роль в морских грузоперевозках.

История появления рефрижераторных судов

Первое рефрижераторное судно "Данидин" было построено в Новой Зеландии в 1881 году. Оно использовало компрессионную холодильную машину для поддержания низких температур в трюмах. В феврале 1882 года "Данидин" доставил из Новой Зеландии в Лондон 5 тысяч овечьих туш, масло и другие продукты в замороженном виде. Это 98-дневное плавание продемонстрировало возможность морской торговли скоропортящимися грузами.

После успешного рейса "Данидина" Великобритания активно развивала торговлю мясом из своих колоний. К 1900 году было построено более 16 рефрижераторных судов на верфях Шотландии и Северной Англии.

В СССР рефрижераторный флот начал формироваться в 1950-х годах. Первые отечественные рефрижераторы - это рыболовные траулеры для работы в северных морях. Они оснащались морозильным оборудованием и трюмами для хранения улова.

Классификация рефрижераторных судов

По назначению рефрижераторы делят на:

  • Добывающие - рыболовные траулеры;
  • Обрабатывающие - плавбазы для переработки улова;
  • Транспортные - для перевозки грузов в порты.

По температурному режиму бывают:

  1. Низкотемпературные - до -25°C;
  2. Универсальные - от +12°C до -25°C;
  3. Фруктовозы - с усиленной вентиляцией.

Крупнейшим в мире является датский рефрижераторный контейнеровоз Maersk Dyros вместимостью 14 500 TEU. В России одним из крупнейших рефрижераторов считается «Атлантик» вместимостью 600 тонн.

Устройство рефрижераторных судов

Конструкция рефрижераторных судов приспособлена для сохранения низких температур:

  • Высокая скорость хода - 18-23 узла;
  • Небольшая высота межпалубных пространств;
  • Хорошая теплоизоляция трюмов.

Для погрузки используется стреловое или крановое устройство. Люки трюмов небольшие, чтобы свести к минимуму потери холода.

Рефрижераторное судно — грузовое судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов.

Грузовые операции проходят быстро, чтобы сохранить свежесть продуктов. Поэтому на рефрижераторах высокая скорость - 18-23 узла.

Грузовые операции на рефрижераторах проходят быстро, чтобы сохранить свежесть продуктов. Поэтому на рефрижераторах высокая скорость - 18-23 узла.

Холодильное оборудование

Для поддержания нужной температуры в трюмах на рефрижераторах устанавливаются различные холодильные установки:

  • Воздушные морозильные установки;
  • Конвейерные морозильные линии;
  • Компрессорные холодильные машины.

Их производительность может достигать 50-60 тонн продукции в сутки. Управление полностью автоматизировано. На современных судах используют хладагенты типа фреон.

Топливо и энергоснабжение

Для обеспечения работы мощных холодильных установок рефрижераторные суда оснащаются дизельными двигателями. Расход топлива может достигать:

  • До 60 тонн в сутки на крупных судах;
  • 20-30 тонн на средних рефрижераторах.

Кроме того, для выработки электроэнергии устанавливаются вспомогательные дизель-генераторы.

Экипаж рефрижератора

Экипаж рефрижераторного судна состоит из:

  • Капитана;
  • Судовых механиков;
  • Матросов;
  • Поваров;
  • Рефмехаников по обслуживанию холодильного оборудования.

Всего на борту может находиться около 30-50 человек в зависимости от размера судна. Условия труда и быта на рефрижераторах тяжелые из-за постоянного шума, вибрации и низких температур.

Требования безопасности

При эксплуатации рефрижераторных судов должны соблюдаться следующие требования:

  1. Соблюдение остойчивости судна при загрузке;
  2. Контроль герметичности холодильных систем;
  3. Защита экипажа от переохлаждений;
  4. Предотвращение загрязнения хладагентами.

Кроме того, на борту должны быть резервные источники электропитания и аварийное оборудование для ликвидации последствий поломок холодильных систем.

Перспективы развития

В будущем ожидается рост доли контейнерных рефрижераторных перевозок. Также будут внедряться новые энергоэффективные технологии, такие как винтовые холодильные машины, и более экологичные хладагенты.

В будущем ожидается рост доли контейнерных рефрижераторных перевозок. Также будут внедряться новые энергоэффективные технологии, такие как винтовые холодильные машины, и более экологичные хладагенты.

Современные технологии

На новых рефрижераторных судах применяются передовые технические решения:

  • Автоматизированные системы управления холодильными установками;
  • Мониторинг температурного режима в реальном времени;
  • Использование энергоэффективных винтовых компрессоров;
  • Хладагенты с минимальным воздействием на окружающую среду.

Все это позволяет обеспечивать надежное поддержание температур в трюмах и снижать эксплуатационные расходы.

Рефрижераторы в России

В России эксплуатируется около 150 крупных рефрижераторных судов. Лидерами в этом сегменте являются компании:

  • Мурманский траловый флот;
  • Русская рыбопромышленная компания;
  • Доброфлот.

Российские верфи, такие как Пелла, Ленинская Кузница, Туапсесудостроение, освоили строительство рефрижераторов для отечественных заказчиков.

Перевозимые грузы

Основные грузы, перевозимые на рефрижераторных судах:

  • Морепродукты - рыба, креветки, крабы;
  • Мясо и мясные продукты;
  • Фрукты - бананы, ананасы, киви;
  • Овощи и зелень.

Также рефрижераторы используются для транспортировки цветов, лекарств, вакцин и других скоропортящихся грузов.

Вызовы и риски

Основные проблемы при эксплуатации рефрижераторных судов:

  • Поломки холодильного оборудования;
  • Нарушение температурного режима;
  • Порча и потеря качества груза;
  • Аварии и посадка на мель из-за особенностей загрузки.

Для минимизации рисков требуются регулярное обслуживание, ремонт, модернизация рефрижераторных судов и повышение квалификации экипажей.

Комментарии