Тросы ручника ВАЗ-2110: причины поломок, способы определения неисправностей, особенности замены

Ручник - важнейший элемент пассивной безопасности автомобиля. Отказ тросов привода ручного тормоза на ВАЗ-2110 - распространенная поломка, которая не только осложняет парковку, но и ставит под угрозу управляемость автомобиля, особенно на скользкой дороге. Давайте разберемся, как устроен этот механизм и почему он часто выходит из строя.

Конструкция ручника ВАЗ-2110

Ручник (стояночный тормоз) ВАЗ-2110 представляет собой механическую систему, которая блокирует задние колеса с помощью тросового привода при вытягивании рычага вверх. Конструктивно система состоит из следующих элементов:

  • Рычаг в салоне автомобиля
  • Тросы из высокопрочной стали
  • Распределитель с регулировочным механизмом
  • Рычажная система привода тормозных колодок
  • Пружины и фиксаторы натяжения

При вытягивании рычага происходит передача усилия через стальные тросы к распределителю, который в свою очередь через систему рычагов приводит в действие колодки задних тормозов. ВАЗ-2110 оснащен барабанными тормозами, где колодки прижимаются к вращающемуся барабану внутри ступицы колеса.

Причины износа тросов ручника

Согласно статистике, тросы ручника ВАЗ-2110 выходят из строя в среднем через 60-80 тысяч километров пробега. Это происходит по нескольким причинам:

  1. Многократные циклы натяжения-ослабления под нагрузкой приводят к усталостному разрушению металла и растяжению тросов.
  2. Коррозия от воздействия влаги, соли и прочих агрессивных факторов также ослабляет прочность.
  3. Некачественные заменители из стали пониженной прочности быстрее выходят из строя.

Как правило, первыми отказывают элементы крепления в местах изгибов. На изношенных участках видны множественные надрывы и расслоение металлических нитей.

За время эксплуатации трос привода ручника ВАЗ-2110 испытывает до 300 000 циклов нагружения, что в конечном итоге приводит к усталостному разрушению.

Признаки неисправности тросов

Трос ручника ВАЗ-2110 при близком к предельному состоянию износа дает о себе знать следующими признаками:

  • Ручник слабо удерживает автомобиль на уклоне, требуются дополнительные щелчки храповика
  • Ощущается вялость и провалы в работе механизма
  • При срабатывании происходит неравномерное затягивание левого и правого колеса
  • Возникают посторонние шумы при включении ручника

Эти дефекты свидетельствуют о критическом удлинении, растяжении или обрыве отдельных прядей троса. Дальнейшая эксплуатация в таком состоянии недопустима.

Длина нового троса ручника ВАЗ-2110 1620 мм
Предельное удлинение 13% (210 мм)

Последствия отказа тросов ручника

Поломка троса или слабое натяжение чреваты полным отказом рабочей системы ручного тормоза. Это крайне опасно в нескольких аварийных ситуациях:

  • Невозможность затормозить на крутом спуске, в итоге - потеря управляемости
  • Занос и съезд с дороги из-за разного тормозного усилия на колесах
  • Столкновение при неудачной парковке на уклоне

Кроме того, при выходе троса из строя одновременно вытягивается и пружина системы. Это значительно усложняет последующий ремонт.

Как поменять трос ручника на ВАЗ-2110

Замена троса ручника ВАЗ-2110 с растяжением или обрывом - единственное решение, позволяющее восстановить работоспособность системы:

Трос ручника ВАЗ-2110 при выходе из строя подлежит обязательной замене. Это можно сделать следующими способами:

  • Самостоятельно в гаражных условиях
  • В специализированном сервисе
  • С привлечением автослесаря на дому

При самостоятельной установке потребуются навыки слесарных работ, наличие инструмента, домкрата и оригинальных запчастей. Рекомендуются тросы производства ДААЗ или AnaPart. Преимущество обращения в сервис - гарантия качества и безопасная проверка всей тормозной системы.

Чтобы снять трос ручника на ВАЗ-2110 для замены, необходимо:

  1. Отсоединить аккумулятор
  2. Открутить гайки крепления с обоих концов троса
  3. Вывести трос из systemy направляющих роликов
  4. Демонтировать старый и установить новый трос
  5. Выполнить регулировку натяжения

Регулировка натяжения тросов очень важна. Слабый трос не обеспечит надежную фиксацию колес, а излишне натянутый быстрее выйдет из строя.

Подбор троса ручника по артикулу

Подобрать нужный трос ручника для ВАЗ-2110 можно по каталожному номеру - артикулу. Оригинальный трос ВАЗ имеет следующие артикулы:

  • Левый трос: 720208-1102015
  • Правый трос: 720208-1102016

Аналогично подбираются заменители от AnaPart, NGK и других производителей. Артикул указан на упаковке или в товаросопроводительных документах.

Плановая замена тросов

Учитывая особенности конструкции и эксплуатации, рекомендуется менять троса ручника ВАЗ-2110 не реже чем через 60 тысяч километров пробега. Даже при внешней целостности металл устает и теряет прочность. Плановая своевременная замена - залог безопасности на дороге.

Альтернативы тросовому приводу

Существуют и альтернативные варианты организации привода ручника вместо тросовой системы, например:

  • Гидравлический привод
  • Электромеханический привод
  • Пневматическая или вакуумная система

Однако их установка на классический ВАЗ-2110 потребует серьезной доработки всей конструкции автомобиля.

Выбор марки тросов для замены

При покупке тросов для замены на ВАЗ-2110 стоит обращать внимание на марку производителя и соответствие оригинальным характеристикам:

  • Диаметр нитей троса
  • Количество нитей в поперечном сечении
  • Прочность на разрыв
  • Устойчивость к коррозии и истиранию

Лучше отдать предпочтение проверенным российским или европейским брендам, таким как ДААЗ, AnaPart, Ferodo, TRW/ZF.

Особенности демонтажа тросов

При снятии изношенного троса ручника с ВАЗ-2110 важно избежать появления заусенцев в местах излома или обрыва. Они могут повредить направляющие ролики или царапать новый трос. Рекомендуется аккуратное опиливание острых кромок надфилем.

Проверка распределителя ручника

Распределитель - важнейший узел привода ручника ВАЗ-2110. При замене тросов обязательно проверить его состояние на наличие трещин, заеданий и люфтов. При необходимости регулировки или ремонта лучше обратиться к специалистам.

Уход за резиновыми уплотнителями

В конструкции привода ручника ВАЗ-2110 используются резиновые сальники и манжеты. Со временем резина теряет эластичность и начинает пропускать влагу, что приводит к коррозии троса. Рекомендуется регулярная смазка и своевременная замена изношенных уплотнителей.

Перспективы развития конструкции

Современные автопроизводители отказываются от тросов в пользу гидро- и электроприводов. ВАЗ также работает над усовершенствованием ручника. Возможно, в скором времени автовладельцы ВАЗ-2110 забудут о проблемах с тросами навсегда.

Комментарии