Тросы ручника ВАЗ-2110: причины поломок, способы определения неисправностей, особенности замены
Ручник - важнейший элемент пассивной безопасности автомобиля. Отказ тросов привода ручного тормоза на ВАЗ-2110 - распространенная поломка, которая не только осложняет парковку, но и ставит под угрозу управляемость автомобиля, особенно на скользкой дороге. Давайте разберемся, как устроен этот механизм и почему он часто выходит из строя.
Конструкция ручника ВАЗ-2110
Ручник (стояночный тормоз) ВАЗ-2110 представляет собой механическую систему, которая блокирует задние колеса с помощью тросового привода при вытягивании рычага вверх. Конструктивно система состоит из следующих элементов:
- Рычаг в салоне автомобиля
- Тросы из высокопрочной стали
- Распределитель с регулировочным механизмом
- Рычажная система привода тормозных колодок
- Пружины и фиксаторы натяжения
При вытягивании рычага происходит передача усилия через стальные тросы к распределителю, который в свою очередь через систему рычагов приводит в действие колодки задних тормозов. ВАЗ-2110 оснащен барабанными тормозами, где колодки прижимаются к вращающемуся барабану внутри ступицы колеса.
Причины износа тросов ручника
Согласно статистике, тросы ручника ВАЗ-2110 выходят из строя в среднем через 60-80 тысяч километров пробега. Это происходит по нескольким причинам:
- Многократные циклы натяжения-ослабления под нагрузкой приводят к усталостному разрушению металла и растяжению тросов.
- Коррозия от воздействия влаги, соли и прочих агрессивных факторов также ослабляет прочность.
- Некачественные заменители из стали пониженной прочности быстрее выходят из строя.
Как правило, первыми отказывают элементы крепления в местах изгибов. На изношенных участках видны множественные надрывы и расслоение металлических нитей.
За время эксплуатации трос привода ручника ВАЗ-2110 испытывает до 300 000 циклов нагружения, что в конечном итоге приводит к усталостному разрушению.
Признаки неисправности тросов
Трос ручника ВАЗ-2110 при близком к предельному состоянию износа дает о себе знать следующими признаками:
- Ручник слабо удерживает автомобиль на уклоне, требуются дополнительные щелчки храповика
- Ощущается вялость и провалы в работе механизма
- При срабатывании происходит неравномерное затягивание левого и правого колеса
- Возникают посторонние шумы при включении ручника
Эти дефекты свидетельствуют о критическом удлинении, растяжении или обрыве отдельных прядей троса. Дальнейшая эксплуатация в таком состоянии недопустима.
Длина нового троса ручника ВАЗ-2110 | 1620 мм |
Предельное удлинение | 13% (210 мм) |
Последствия отказа тросов ручника
Поломка троса или слабое натяжение чреваты полным отказом рабочей системы ручного тормоза. Это крайне опасно в нескольких аварийных ситуациях:
- Невозможность затормозить на крутом спуске, в итоге - потеря управляемости
- Занос и съезд с дороги из-за разного тормозного усилия на колесах
- Столкновение при неудачной парковке на уклоне
Кроме того, при выходе троса из строя одновременно вытягивается и пружина системы. Это значительно усложняет последующий ремонт.
Как поменять трос ручника на ВАЗ-2110
Замена троса ручника ВАЗ-2110 с растяжением или обрывом - единственное решение, позволяющее восстановить работоспособность системы:
Трос ручника ВАЗ-2110 при выходе из строя подлежит обязательной замене. Это можно сделать следующими способами:
- Самостоятельно в гаражных условиях
- В специализированном сервисе
- С привлечением автослесаря на дому
При самостоятельной установке потребуются навыки слесарных работ, наличие инструмента, домкрата и оригинальных запчастей. Рекомендуются тросы производства ДААЗ или AnaPart. Преимущество обращения в сервис - гарантия качества и безопасная проверка всей тормозной системы.
Чтобы снять трос ручника на ВАЗ-2110 для замены, необходимо:
- Отсоединить аккумулятор
- Открутить гайки крепления с обоих концов троса
- Вывести трос из systemy направляющих роликов
- Демонтировать старый и установить новый трос
- Выполнить регулировку натяжения
Регулировка натяжения тросов очень важна. Слабый трос не обеспечит надежную фиксацию колес, а излишне натянутый быстрее выйдет из строя.
Подбор троса ручника по артикулу
Подобрать нужный трос ручника для ВАЗ-2110 можно по каталожному номеру - артикулу. Оригинальный трос ВАЗ имеет следующие артикулы:
- Левый трос: 720208-1102015
- Правый трос: 720208-1102016
Аналогично подбираются заменители от AnaPart, NGK и других производителей. Артикул указан на упаковке или в товаросопроводительных документах.
Плановая замена тросов
Учитывая особенности конструкции и эксплуатации, рекомендуется менять троса ручника ВАЗ-2110 не реже чем через 60 тысяч километров пробега. Даже при внешней целостности металл устает и теряет прочность. Плановая своевременная замена - залог безопасности на дороге.
Альтернативы тросовому приводу
Существуют и альтернативные варианты организации привода ручника вместо тросовой системы, например:
- Гидравлический привод
- Электромеханический привод
- Пневматическая или вакуумная система
Однако их установка на классический ВАЗ-2110 потребует серьезной доработки всей конструкции автомобиля.
Выбор марки тросов для замены
При покупке тросов для замены на ВАЗ-2110 стоит обращать внимание на марку производителя и соответствие оригинальным характеристикам:
- Диаметр нитей троса
- Количество нитей в поперечном сечении
- Прочность на разрыв
- Устойчивость к коррозии и истиранию
Лучше отдать предпочтение проверенным российским или европейским брендам, таким как ДААЗ, AnaPart, Ferodo, TRW/ZF.
Особенности демонтажа тросов
При снятии изношенного троса ручника с ВАЗ-2110 важно избежать появления заусенцев в местах излома или обрыва. Они могут повредить направляющие ролики или царапать новый трос. Рекомендуется аккуратное опиливание острых кромок надфилем.
Проверка распределителя ручника
Распределитель - важнейший узел привода ручника ВАЗ-2110. При замене тросов обязательно проверить его состояние на наличие трещин, заеданий и люфтов. При необходимости регулировки или ремонта лучше обратиться к специалистам.
Уход за резиновыми уплотнителями
В конструкции привода ручника ВАЗ-2110 используются резиновые сальники и манжеты. Со временем резина теряет эластичность и начинает пропускать влагу, что приводит к коррозии троса. Рекомендуется регулярная смазка и своевременная замена изношенных уплотнителей.
Перспективы развития конструкции
Современные автопроизводители отказываются от тросов в пользу гидро- и электроприводов. ВАЗ также работает над усовершенствованием ручника. Возможно, в скором времени автовладельцы ВАЗ-2110 забудут о проблемах с тросами навсегда.