Железнодорожный кран: фото и описание, характеристики, руководство по эксплуатации и ремонт

Железнодорожные краны - это важнейшее звено технологической цепочки на железной дороге. От их бесперебойной работы зависит своевременная погрузка, разгрузка и маневровые операции с различными грузами. Давайте подробно разберем конструкцию, эксплуатацию и ремонт этих машин.

Назначение и области применения железнодорожных кранов

Железнодорожные краны применяются для:

  • Погрузочно-разгрузочных работ на станциях и в путевых депо
  • Монтажных и строительных работ на объектах железнодорожного транспорта
  • Устранения последствий аварий и сходов подвижного состава
  • Работы на промышленных предприятиях, имеющих железнодорожные подъездные пути

Таким образом, железнодорожные краны являются важнейшим элементом технического оснащения железных дорог и промышленных предприятий. Они позволяют оперативно производить погрузочно-разгрузочные работы и устранять последствия аварий на железнодорожном транспорте.

Классификация железнодорожных кранов

Существует несколько видов классификации железнодорожных кранов.

По типу ходовой части

  • На железнодорожном ходу
  • На автомобильном ходу

По типу привода

  • Механические
  • Электрические
  • Дизель-электрические

По типу конструкции

  • Стреловые
  • Мостовые
  • Кабельные

По грузоподъемности

  • Легкие (до 10 тонн)
  • Средние (10-25 тонн)
  • Тяжелые (свыше 25 тонн)

Наиболее распространены стреловые краны на железнодорожном ходу с дизель-электрическим приводом, имеющие грузоподъемность от 16 до 25 тонн.

Устройство железнодорожного крана

Железнодорожные краны монтируют на специальных железнодорожных платформах. Стрела в транспортном положении укладывается на другую платформу, входящую в комплект оборудования. Платформа крана опирается на колесные оси в количестве от четырех до восьми.

Конструктивно железнодорожный кран состоит из следующих основных элементов:

  • Ходовая часть - рама с установленными на ней тележками и колесными парами для передвижения по рельсам
  • Поворотная платформа - несущая конструкция, на которой закреплены все механизмы и оборудование
  • Опорно-поворотное устройство - центральный подшипник, обеспечивающий поворот платформы
  • Механизмы - лебедки для подъема груза, поворота платформы, изменения вылета стрелы
  • Стрела - конструкция для подвески грузозахватного органа
  • Гидравлическая система - обеспечивает работу выносных опор и специальных грузозахватных устройств
  • Кабина управления с органами управления и системами безопасности

Кран железнодорожный дизель-электрический имеет собственную энергетическую установку, включающую дизельный двигатель, соединенный с генератором. Эта установка вырабатывает электроэнергию, обеспечивающую работу всех механизмов крана.

Эксплуатация железнодорожных кранов

Эксплуатация железнодорожного крана включает следующие основные процессы:

  1. Подготовка к работе - наружный осмотр, проверка механизмов
  2. Выбор режима работы и грузозахватных устройств
  3. Выполнение технологических операций с соблюдением всех правил безопасности
  4. Выполнение работ по очистке, техническому обслуживанию и ремонту

Подробная информация по эксплуатации приведена в заводских руководствах и инструкциях по обслуживанию конкретных моделей.

При всех работах необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

  • Обеспечение устойчивого положения крана выносными опорами
  • Исключение превышения грузоподъемности
  • Плавное выполнение всех операций
  • Недопущение рывков и перекосов
  • Обязательное следование инструкциям и ППР

Также при эксплуатации в зимнее время требуется выполнять дополнительные мероприятия для надежной работы крана и предотвращения обледенения механизмов.

Обслуживание и планово-предупредительный ремонт

Для поддержания железнодорожных кранов в работоспособном состоянии проводится планово-предупредительный ремонт (ППР). Система ППР включает следующие виды:

  • Техническое обслуживание (ТО) - периодический осмотр, смазка, регулировка.
  • Текущий ремонт (ТР) - замена изношенных деталей.
  • Средний ремонт (СР) - восстановление и замена основных узлов.
  • Капитальный ремонт (КР) - полная разборка с заменой всех изношенных элементов.

Периодичность и состав работ по каждому виду ППР определяются заводской документацией.

Техническое обслуживание

ТО проводится ежесменно или после 8-10 часов работы. В его состав входит:

  • Внешний осмотр составных частей на наличие трещин, деформаций, утечек рабочих жидкостей.
  • Проверка уровня масел, охлаждающей и тормозной жидкостей с доливкой при необходимости.
  • Смазка механизмов и направляющих в соответствии с картой смазки.
  • Регулировка тормозов и органов управления.

Текущий ремонт

ТР железнодорожных кранов проводится через 1000 часов работы. При ТР, помимо работ по ТО, производится:

  • Разборка отдельных сборочных единиц.
  • Замена быстроизнашиваемых деталей (прокладки, сальники).
  • Ремонт или замена изношенных узлов (тормозные колодки, канаты).

Основные неисправности железнодорожных кранов

В процессе эксплуатации у железнодорожных кранов могут возникать следующие характерные неисправности:

  • Повышенный шум, вибрация, нагрев редукторов и подшипниковых узлов.
  • Утечки рабочих жидкостей в гидравлических системах.
  • Нарушения в работе тормозов, муфт, ограничителей.
  • Ослабление крепежных деталей в узлах ходовой части и ОПУ.
  • Неисправности систем управления и безопасности.

Для устранения этих и других возможных неисправностей необходимо использовать рекомендации завода-изготовителя, а также выполнять все регламентные работы в рамках ППР.

Типы железнодорожных кранов

Исторически одним из первых типов железнодорожных кранов были паровые железнодорожные краны. Они применялись в конце 19-го - начале 20-го века. Их отличительной особенностью был паровой котел, вырабатывающий пар для приведения в действие механизмов. Классика железнодорожного краностроения. Надежны как скала, но не самые производительные и безопасные.

Сейчас в эксплуатации в основном находятся дизель-электрические железнодорожные краны. На некоторых из них до сих пор можно увидеть таблички "СССР". Они производились на отечественных заводах, таких как "Кранмаш", Кировский завод "Красный инструментальщик" и других.

За более чем 100-летнюю историю конструкция железнодорожных кранов существенно эволюционировала, став более технологичной и производительной.

Охрана труда при работе с железнодорожными кранами

Эксплуатация и ремонт железнодорожных кранов требует строгого соблюдения правил охраны труда и техники безопасности. К таким правилам относятся:

  • Проведение целевого инструктажа персонала по охране труда.
  • Применение средств индивидуальной защиты (каски, спецодежда).
  • Соблюдение требований безопасности при нахождении на высоте.
  • Соблюдение габаритов приближения к контактной сети и линиям электропередачи.

Требования безопасности при подготовке к работе

Перед началом работ железнодорожный кран должен быть установлен на выносные опоры, ходовые тележки заторможены стояночным тормозом. Необходимо убедиться в отсутствии опасного напряжения на контактной сети в зоне работы крана.

Требования безопасности при подъеме и транспортировке грузов

Запрещается поднимать груз, превышающий грузоподъемность крана или грузозахватного устройства. Следует плавно выполнять операции подъема, перемещения и опускания груза, без рывков.

Аварийные ситуации при работе с железнодорожными кранами

К аварийным ситуациям при работе железнодорожных кранов можно отнести:

  • Опрокидывание крана при превышении грузоподъемности или скорости ветра.
  • Обрыв канатов, поломка запчастей во время подъема груза.
  • Наезд железнодорожного подвижного состава при неисправных тормозах.
  • Поражение электрическим током от контактной сети.

Действия персонала в аварийных ситуациях

При возникновении аварий крановщик и помощники должны действовать быстро и слаженно - остановить все механизмы, зафиксировать груз, при необходимости опустить его, вызвать аварийные службы.

Системы безопасности современных железнодорожных кранов

В конструкцию современных железнодорожных кранов заложен целый комплекс различных систем безопасности:

  • Ограничители грузоподъемности и скорости ветра.
  • Ограничители высоты подъема и глубины опускания.
  • Указатели угла наклона крана.
  • Системы видеонаблюдения и дистанционного управления.

Перспективы развития железнодорожных кранов

Дальнейшее развитие железнодорожных кранов связано с применением новых конструкционных материалов, компьютеризации систем управления, роботизации отдельных операций. Это позволит повысить производительность и безопасность работы данных машин.

Требования к обслуживающему персоналу

Для выполнения работ по эксплуатации и обслуживанию железнодорожных кранов привлекаются высококвалифицированные специалисты:

  • Машинист крана - управляет краном, отвечает за безопасное выполнение грузоподъемных операций.
  • Слесарь по ремонту - осуществляет текущий ремонт и техническое обслуживание.
  • Инженер-механик - контролирует техническое состояние, планирует ППР.
  • Инженер по ОТ и ТБ - обеспечивает безопасные условия труда.

Весь обслуживающий персонал должен иметь соответствующую квалификацию и пройти необходимое обучение на данном типе железнодорожных кранов.

Требования к машинисту железнодорожного крана

Машинист крана обязан знать устройство крана, иметь удостоверение на право управления, соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.

Аттестация персонала

Весь персонал, задействованный на опасных производственных объектах, подлежит периодической аттестации комиссией работодателя на знание требований промышленной безопасности.

Требования к организации рабочего места

Рабочее место железнодорожного крана должно быть организовано с учетом обеспечения удобного доступа ко всем узлам и механизмам, а также возможности оперативной эвакуации крана в случае возникновения внештатной ситуации на железнодорожных путях.

Требования пожарной безопасности

В местах стоянки и ремонта железнодорожных кранов должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона для вызова пожарной охраны, а также огнетушители и другие первичные средства пожаротушения.

Этапы производства железнодорожных кранов

Производство современных железнодорожных кранов включает следующие основные этапы:

  1. Проектирование и конструирование
  2. Подготовка производства - изготовление чертежей, литьевых форм, оснастки
  3. Производство заготовок механизмов - литье, ковка, штамповка
  4. Механическая обработка деталей - токарные, фрезерные и другие работы
  5. Сварка и сборка рамы, стрелы, платформ
  6. Установка и монтаж всех механизмов
  7. Окраска и нанесение опознавательных знаков
  8. Контрольные испытания готовых изделий

Все этапы выполняются в строгом соответствии с технической документацией и стандартами качества.

Стандартизация и сертификация железнодорожных кранов

Железнодорожные краны подлежат обязательной сертификации в системе ГОСТ Р, что подтверждает их соответствие требованиям безопасности и эргономичности.

Стоимость железнодорожных кранов

Стоимость железнодорожного крана зависит от его грузоподъемности, технических характеристик, производителя и комплектации. К примеру, цена на новый российский кран КЖДЭ-10 грузоподъемностью 10 тонн составляет около 9 млн рублей.

Стоимость владения железнодорожными кранами

Помимо первоначальной стоимости необходимо учитывать затраты на топливо, техническое обслуживание и ремонты, что формирует общую стоимость владения такой техникой.

Комментарии