Замена заднего ступичного подшипника "Калины": инструкция по замене, советы мастеров
Ежегодно тысячи водителей сталкиваются с проблемой выхода из строя ступичных подшипников на передней или задней оси автомобиля. На "Калине" эта неприятность тоже не редкость. Чтобы не оказаться в опасной ситуации на дороге, важно вовремя заметить неисправность и заменить подшипник. В этой подробной инструкции мы расскажем, как справиться с поломкой самостоятельно, сэкономив на услугах автосервиса. Узнайте, как правильно выбрать инструмент и запчасти, избежать типичных ошибок при замене и обеспечить безопасность вашего автомобиля.
Признаки неисправности ступичного подшипника
Ступичный подшипник является одним из наиболее нагруженных узлов автомобиля. Поэтому со временем он подвергается естественному износу. О неисправности подшипника можно догадаться по следующим признакам:
- Посторонние стуки или шум при движении автомобиля, особенно на высокой скорости
- Изменение громкости шума при поворотах в одну или другую сторону
- Люфт и раскачивание колеса при проверке на вывешенном автомобиле
- Неравномерный износ протектора шины
Обычно первые признаки появляются после 80 000 км пробега. Со временем шум усиливается и появляется даже на небольшой скорости. На последней стадии подшипник начинает задирать и может полностью заклинить.
Чтобы убедиться в неисправности, достаточно провести простую диагностику:
- Поднять автомобиль домкратом и отсоединить заднее колесо
- Проверить колесо на люфт, раскачивая его в разные стороны
- Провернуть колесо рукой и прослушать на наличие хруста или шума
При обнаружении люфта или шума можно с уверенностью констатировать выход подшипника из строя.
Причины поломки ступичного подшипника на "Калине"
К основным причинам преждевременного выхода подшипника из строя относятся:
- Естественный износ подшипника со временем
- Недостаточная смазка подшипникового узла
- Нарушение герметичности и попадание грязи в подшипник
- Перегрев ступицы из-за неисправности тормозов
- Деформация ступицы после удара
- Использование некачественных деталей при предыдущих ремонтах
Чаще всего подшипник выходит из строя из-за комбинации нескольких неблагоприятных факторов. Например, заводской дефект в сочетании с агрессивной ездой по ухабам или недостаточным обслуживанием автомобиля.
Чтобы максимально продлить срок службы подшипника, важно:
- Регулярно менять смазку в картере заднего моста
- Следить за исправностью и регулировкой тормозов
- Не перегружать автомобиль
- Избегать ударов и наездов на бордюры задними колесами
Выбор нового подшипника и инструментов для замены
При выборе нового подшипника нужно обращать внимание на следующие моменты:
- Тип подшипника (шариковый или роликовый)
- Габаритные размеры
- Число рядов шариков
- Диаметр отверстия под ось
Лучше приобрести оригинальный подшипник производства SKF или FAG. Стоимость такого подшипника составляет около 1500 рублей. Неоригинальные подшипники обойдутся дешевле, но служат намного меньше.
Для замены подшипника потребуются следующие инструменты:
- Насадки для откручивания гаек
- Молоток
- Съемник ступицы
- Пресс для запрессовки подшипника
- Комплект монтажных лопаток и оправок
Лучше использовать инструмент профессионального класса. От качества инструмента зависит скорость и удобство выполнения работы.
Пошаговая инструкция замены подшипника
Процесс замены подшипника на "Калине" включает следующие основные этапы:
- Поднять заднюю часть автомобиля домкратом и снять колесо
- Открутить центральную гайку ступицы с помощью насадки
- Снять тормозной барабан при помощи съемника
- Выпрессовать ступицу вместе с подшипником с помощью специального съемника
- Зафиксировать ступицу в тисках и выпрессовать подшипник
- Тщательно очистить посадочное место подшипника от загрязнений
- Установить новый подшипник в ступицу с помощью пресса
- Установить стопорное кольцо подшипника
- Запрессовать ступицу на место
- Установить все детали в обратном порядке
Перед началом работы желательно еще раз изучить процесс замены по видео-инструкции и подготовить все необходимые инструменты.
При запрессовке подшипника важно соблюдать осторожность, чтобы не повредить сепаратор и не смять шарики. Усилие нажатия должно быть строго по оси подшипника.
После завершения работ обязательно проверить легкость вращения колеса и отсутствие люфта. Также прокатиться на автомобиле и проверить, пропал ли посторонний шум при движении.
Замена сопутствующих деталей
При замене подшипника рекомендуется также заменить некоторые сопутствующие детали:
- Стопорное кольцо
- Сальники ступицы
- Тормозной диск и колодки
Это позволит избежать повторного демонтажа ступицы в случае выхода из строя этих деталей. Однако увеличивает стоимость ремонта.
Необходимость замены тормозного диска зависит от его износа. Если остаточная толщина диска более 20 мм, его можно оставить.
При покупке сальников важно подобрать правильный размер. Их нужно брать строго под диаметр отверстия в ступице.
Использование качественных запасных частей при замене сопутствующих деталей гарантирует надежность и долговечность всей конструкции.
Типичные ошибки при замене подшипника
Несмотря на кажущуюся простоту, замена подшипника имеет ряд нюансов. Наиболее распространенные ошибки:
- Неправильный подбор подшипника, не соответствующего размерам или типу
- Нарушение регламента затяжки крепежа
- Повреждение подшипника во время запрессовки
- Оставление загрязнений в посадочном месте подшипника
- Неправильная фиксация ступицы при запрессовке
Последствия ошибок могут проявиться не сразу, а спустя некоторое время. Поэтому важно строго следовать инструкции и не допускать спешки.
Особенности замены подшипника на разных поколениях "Калины"
Несмотря на общее сходство конструкции, у каждого поколения "Калины" есть свои особенности замены подшипника:
- "Калина" 1118 - стандартный шариковый подшипник, замена простая
- "Калина" 1119 - подшипник увеличенного размера, сложнее подбор
- "Калина" в кузове "хэтчбек" - ограниченный доступ к ступице, требуются удлинители
Перед заменой нужно точно определить модель автомобиля и особенности конструкции подшипникового узла.
Проверка результатов замены
После завершения работ важно убедиться в правильности замены подшипника. Необходимо:
- Проверить легкость вращения колеса
- Выехать на автомобиле и прослушать, нет ли посторонних звуков
- Проехать на разных скоростях и в режимах
- Убедиться в отсутствии вибраций и люфта при движении
При возникновении подозрительных звуков или вибраций следует незамедлительно проверить качество установки подшипника.
Ресурс и срок службы нового подшипника
При правильной эксплуатации срок службы оригинального подшипника составляет:
- Шариковый подшипник - 100-120 тыс. км
- Роликовый подшипник - 80-100 тыс. км
Ресурс неоригинального подшипника меньше на 20-30%. Для продления срока службы рекомендуется регулярное обслуживание и бережная эксплуатация автомобиля.
Гарантия на работы и запчасти
При покупке качественного оригинального подшипника гарантия производителя составляет 1 год со дня установки. Многие сервисы также дают гарантию на работу по замене в пределах 1000-2000 км пробега после ремонта.
Гарантия позволяет бесплатно устранить поломку в случае выявления дефектов материалов или ошибки мастера при монтаже.