Судовой кабель: обзор и фото

Судовые кабели играют ключевую роль в обеспечении безопасности и работоспособности морских и речных судов. От их качества и правильного подбора напрямую зависят жизни экипажа и пассажиров. Давайте разберемся, какие бывают судовые кабели и к чему стоит обращать внимание при выборе.

Основные типы судовых кабелей

Судовые кабели подразделяются по нескольким критериям:

  • По материалу токопроводящей жилы: Медные Сталемедные (биметаллические) Алюминиевые
  • По типу изоляции: С резиновой изоляцией С полиэтиленовой изоляцией С ПВХ изоляцией
  • По конструкции: Бронированные Экранированные Герметичные Гибкие
  • По назначению: Судовые силовые кабели Кабели связи и управления Кабели специального назначения

Судовой кабель отличается повышенной стойкостью к внешним воздействиям - морской воде, нефтепродуктам, соляному туману и т.д. Важным требованием является негорючесть и нераспространение горения при возгораниях. Конструкция судовых кабелей также должна выдерживать эксплуатацию в условиях тряски, высоких механических и климатических нагрузок.

Судовые экранированные кабели

Экранированные кабели предназначены для использования в машинных отделениях, где присутствует множество двигателей, генераторов и другого электрооборудования. Экран позволяет такому кабелю выдерживать воздействие электромагнитных полей, не создавая помех для работы оборудования.

КНР - экранированный кабель с медными многопроволочными жилами и резиновой изоляцией КНРнг - то же, с низкой токсичностью и пониженным дымо-газовыделением
КНРТ - экранированный кабель с медными многопроволочными жилами и термостойкой резиновой изоляцией КНРТнг - то же, с низкой токсичностью и пониженным дымо-газовыделением

Судовые силовые кабели

Силовые кабели КПМВ с медными многопроволочными жилами предназначены для передачи электроэнергии на судне. Они выпускаются с резиновой, полиэтиленовой и ПВХ изоляцией.

Другой распространенной маркой силовых судовых кабелей является НРШМ с алюминиевыми жилами. Такие кабели обладают меньшим весом при тех же габаритах.

Выбор судового кабеля

При выборе судового кабеля необходимо учитывать:

  • Климатическое исполнение (У, Т и т.д.)
  • Диапазон рабочих температур
  • Наличие необходимых сертификатов
  • Требуемую мощность и сечение жил
  • Необходимость защитных покрытий и экранов
  • Степень механических нагрузок

При выборе судового кабеля всегда лучше обращаться за консультацией к квалифицированным специалистам. Они помогут подобрать оптимальный вариант с учетом всех требований и особенностей конкретного судна.

Сравнение марок силовых судовых кабелей

Рассмотрим более подробно различия между популярными марками силовых судовых кабелей.

КПМВ и НРШМ

Кабели КПМВ имеют медные многопроволочные жилы, а НРШМ - алюминиевые. При прочих равных характеристиках медные жилы обеспечивают меньшее переходное сопротивление и потери мощности. Однако алюминиевые кабели НРШМ в 2 раза легче аналогов с медными жилами.

КПМВ-В и КПМВ-П

Эти марки судовых силовых кабелей отличаются типом изоляции. У КПМВ-В она выполнена из вулканизированного полиэтилена, а у КПМВ-П - из полиэтилена обычного. Вулканизированный полиэтилен более стойкий к истиранию и механическим нагрузкам, что важно при эксплуатации в жестких судовых условиях.

Монтаж судовых кабелей и проводов

Правильный монтаж кабельных сетей имеет большое значение для обеспечения бесперебойной и безопасной работы всех систем судна:

  • Следует выбирать оптимальные трассы прокладки
  • Использовать кабельные каналы и лотки
  • Предусмотреть запас по длине кабелей и проводов
  • Грамотно выполнить разделку и разводку кабелей
  • Качественно заземлить экраны и броню кабелей
  • Надежно закрепить кабели и провода

Эксплуатация судовых кабелей

В процессе эксплуатации кабельных сетей на судах необходим регулярный осмотр и контроль состояния кабелей и проводов, особенно:

  • Циловых кабелей и шинопроводов
  • Кабелей аварийного освещения
  • Кабелей питания ответственных потребителей

Своевременное обнаружение и устранение дефектов кабелей позволяет предотвратить серьезные аварии на судах.

Требования к монтажу судовых кабелей

Существует ряд требований и рекомендаций по монтажу судовых кабелей.

Выбор сечения кабелей

Сечение кабеля должно соответствовать максимальным рабочим токам подключаемого оборудования с запасом не менее 15-20%. Недостаточное сечение приведет к перегреву и выходу кабеля из строя.

Защита от механических повреждений

На участках возможных механических воздействий кабели защищают металлическими трубами, коробами, лотками.

Защита от влаги

Во влажных помещениях используют кабели с влагостойкой изоляцией или дополнительными защитными покрытиями.

Соблюдение радиусов изгиба

Радиус изгиба кабелей при монтаже должен быть не меньше допустимого, иначе возможно повреждение изоляции и оболочки.

Ремонт судовых кабелей и проводов

При обнаружении дефекта в кабеле производят следующие действия:

  1. Локализуют и идентифицируют поврежденный кабель
  2. Отключают питание и разгружают кабель
  3. Демонтируют поврежденный участок или кабель
  4. Устанавливают и монтируют новый кабель
  5. Проверяют целостность линии и включают питание

Замена судовых кабелей

Полная замена кабелей производится в следующих случаях:

  • При комплексной модернизации судна
  • При значительном износе кабельной сети
  • Для повышения пропускной способности и надежности
  • При переходе на более современные технологии

Замену осуществляют поэтапно с соблюдением мер безопасности и контролем работоспособности судовых систем.

Маркировка судовых кабелей

Судовые кабели имеют буквенно-цифровую маркировку, определяющую их конструкцию и основные характеристики. Рассмотрим ее подробнее.

Обозначение материалов

Первые буквы обозначают используемые материалы:

  • К - медные жилы
  • Н - алюминиевые жилы
  • Р - резиновая изоляция
  • П - полиэтиленовая изоляция
  • Т - термостойкая изоляция

Обозначение конструкции кабеля

Далее идут буквы, обозначающие конструктивные особенности:

  • Б - бронированный кабель
  • Г - герметичный кабель
  • Э - экранированный кабель
  • ХЛ - холодостойкий кабель

Климатическое исполнение

В конце маркировки может указываться климатическое исполнение:

  • У - умеренный климат
  • ХЛ - холодный климат
  • Т - тропический климат

Упаковка и транспортировка судовых кабелей

Для транспортировки и хранения судовые кабели сматываются в бухты диаметром не менее 12-кратного наружного диаметра кабеля.

Бухты упаковываются в дощатые ящики с крышками. Внутри бухты должны быть проложены прокладки из картона или деревянных пластин, предохраняющие кабель от деформаций.

Проектирование судовых кабельных трасс

При проектировании расположения кабельных трасс на судне учитывают следующие факторы:

Минимизация длины кабельных линий

Длина кабельных трасс должна быть минимально возможной для снижения потерь напряжения и мощности в линии. Трассы прокладывают по кратчайшим расстояниям между оборудованием и распределительными щитами.

Исключение электромагнитных наводок

Силовые кабели прокладываются вдали от кабелей контроля и связи, чтобы не создавать электромагнитных помех. Также предусматривают экранирование кабелей.

Обеспечение доступности

Трассы выполняют с учетом обеспечения свободного доступа для осмотра и ремонта кабелей. Предусматривают необходимые запасы кабеля для перетяжки соединений.

Эксплуатационная документация на судовые кабели

Для каждого судна должен быть разработан и храниться комплект документации на судовые кабели, включающий:

  1. Схемы кабельных трасс и линий
  2. Спецификация кабелей и соединительных муфт
  3. Паспорта и сертификаты на кабели
  4. Журналы периодических осмотров и ремонта кабелей
Комментарии