Полководцы Великой Отечественной войны: основные черты военного искусства

Одним из самых сложных и дискутируемых вопросов, касающихся Великой Отечественной войны, является проблема вклада того или иного военачальника, полководца в общую копилку Великой Победы. Сейчас достаточно много говорят в том смысле, что основное бремя этой Победы вынес на своих плечах простой советский народ. Однако даже апологеты этой точки зрения не могут не признать, что реализовать потенциал этого народа, направить в нужное русло его усилия можно было только волевыми решениями незаурядных военачальников.

Полководцы Великой Отечественной войны яркими страницами вписали свои имена в общую летопись русского военного искусства. Их сложно не вспомнить. Жуков и Василевский, Рокоссовский и Конев, Толбухин и многие другие полководцы ВОВ встали в один ряд с Александром Невским и Дмитрием Донским, Суворовым и Ушаковым, Скобелевым и Нахимовым.

В чем же нашли свое отражение основные черты полководческого таланта этих знаменитых военачальников? Прежде всего, следует иметь в виду, что под полководцем понимается военный руководитель высшего ранга, под началом которого находятся либо крупные оперативные соединения, либо Вооруженные Силы страны в целом. Однако простого командования даже таким крупным стратегическим соединением как фронт недостаточно для того, чтобы не на бумаге, а в реальной жизни носить высокое звание "полководец". Им может стать только тот военачальник, который обладает даром стратегического предвидения, огромным авторитетом, военным талантом и безусловными организаторскими способностями. Именно поэтому далеко не все военачальники Великой Отечественной войны, командовавшие огромными фронтами и направлениями, заслужили право считаться полководцами.

Анализируя важнейшие характеристики такого понятия, как "полководческий талант", большинство исследователей, прежде всего, говорят о такой его составляющей, как оперативно-стратегическое мышление, то есть способность видеть за действиями отдельных полков, дивизий и корпусов общие перспективы развития событий на том или ином направлении. Кроме того, это качество предполагает также способность доводить свое видение обстановки до каждого подчиненного вне зависимости от его ранга и занимаемой должности. Знаменитые полководцы Великой Отечественной войны, такие, как Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский прославились в том числе и тем, что не только могли в крайне сжатые сроки оценить перспективы развития обстановки на том или ином фронте, но и четко разъяснить это всем своим подчиненным.

Практически все наиболее известные советские военачальники Великой Отечественной воны обладали таким качеством, как способность идти на обоснованный риск. Наиболее ярко это качество проявлялось в деятельности таких командующих фронтами и крупными соединениями, как Жуков, Рокоссовский, Конев. Все они неоднократно попадали в ситуации, когда от одного действия зависел успех или неудача последующих, поэтому они вынуждены были рисковать, брать ответственность на себя. Однако риск их был полностью обоснован и логически выверен.

И союзники, и противники СССР признают, что советские полководцы Великой Отечественной войны отличались нестандартностью подхода к той или иной ситуации. Ни Жуков, ни Василевский, ни Малиновский практически никогда не действовали по шаблону. Основу их полководческого таланта составляло стремление в любой обстановке, при подготовке к любой операции найти что-то неожиданное, что невозможно предположить ни одному даже самому изощренному уму. Полководцы ВОВ оставили после себя богатое теоретическое наследие, которое с успехом изучается и современными военачальниками.

Наконец, важнейшей составляющей советского военного искусства стало то, что практически все советские полководцы Великой Отечественной войны прекрасно знали как свою армию, так и вооруженные силы противника. Часто выезжая на линию фронта, они, благодаря широте своего ума и военного таланта, могли в самые кратчайшие сроки сделать все необходимые выводы и воплотить их в стратегических планах тех или иных военных операций.

Комментарии