Электрооборудование ВАЗ-2106: описание, ремонт

Электрооборудование играет важную роль в работе автомобиля. От его исправности зависят запуск двигателя, освещение салона и дороги, работа датчиков и многое другое. Давайте разберемся в устройстве и особенностях электрики ВАЗ-2106 - популярной отечественной модели. Узнаем, как диагностировать типичные неисправности и устранять их своими руками. Получим практические советы по обслуживанию электрооборудования "Жигулей".

Краткая история модели ВАЗ-2106

ВАЗ-2106 выпускался с 1976 по 2012 год на Волжском автомобильном заводе. За это время было произведено более 7 миллионов автомобилей этой модели.

"Жигули" шестой модели пользовались большой популярностью в СССР и России благодаря простоте в управлении, неприхотливости и недорогому обслуживанию. Многие водители отмечали надежность и выносливость ВАЗ-2106.

Модель стала логичным продолжением предыдущих "Жигулей" - ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. От них ВАЗ-2106 унаследовал простую и неприхотливую конструкцию. В то же время инженеры ВАЗа провели модернизацию автомобиля.

Общее устройство электрооборудования

Электрооборудование ВАЗ-2106 выполнено по однопроводной схеме. Все отрицательные клеммы потребителей электроэнергии соединены с кузовом автомобиля, который выполняет роль "массы".

Основные источники электроэнергии:

  • генератор переменного тока;
  • аккумуляторная батарея.

Электричество потребляют:

  1. система зажигания;
  2. фары и освещение;
  3. стеклоочистители;
  4. стартер;
  5. приборы и датчики.

Основные узлы электрооборудования ВАЗ-2106:

  • замок зажигания с контактной группой;
  • катушка зажигания;
  • распределитель зажигания;
  • свечи зажигания;
  • генератор;
  • стартер;
  • аккумулятор;
  • блок предохранителей.

Большая часть элементов электрооборудования расположена в моторном отсеке. Здесь находятся генератор, стартер, аккумулятор, элементы системы зажигания. В салоне размещены органы управления, приборы, выключатели, блок предохранителей.

Проводка ВАЗ-2106 выполнена цветными изолированными проводами, которые собраны в жгуты. Электрические соединения осуществляются через разъемы, клеммы, колодки.

Система зажигания

"Жигули" оснащались как механической, так и бесконтактной системами зажигания. Рассмотрим их подробнее.

Механическая система зажигания

В ее основе лежит прерывание тока в первичной обмотке катушки зажигания с помощью контактов трамблера. Это приводит к индукции высокого напряжения во вторичной обмотке.

Основные элементы:

  • катушка зажигания;
  • распределитель с контактным трамблером;
  • высоковольтные провода;
  • свечи зажигания.

Главный недостаток механической системы зажигания - быстрый износ контактов трамблера, что влияет на качество искрообразования. Поэтому требуется частая регулировка зазоров.

Бесконтактная система зажигания

В ней нет движущихся частей. Роль прерывателя выполняет электронный блок управления, а сигнал о положении распредвала поступает от индуктивного датчика.

Достоинства:

  • отсутствие механического износа;
  • стабильность искрообразования;
  • высокая надежность.

Бесконтактное зажигание намного дольше сохраняет работоспособность и не требует частых регулировок.

На ВАЗ-2106 применялась как карбюраторная, так и инжекторная системы подачи топлива.

Карбюраторная система

Она использовалась на более ранних выпусках ВАЗ-2106. Впрыск бензина осуществляется карбюратором К-126. Недостатком системы является неточная дозировка топлива.

Инжекторная система

Применялась на поздних выпусках ВАЗ-2106 с 2002 года. Обеспечивает более точную подачу топлива. Управление осуществляет электронный блок (ЭБУ).

Преимущества инжектора:

  • экономия топлива;
  • улучшение динамики и приемистости;
  • уменьшение токсичности отработавших газов.

Однако инжекторная система сложнее в диагностике и ремонте.

Система освещения

Система освещения и световой сигнализации ВАЗ-2106 включает:

  • фары ближнего и дальнего света;
  • передние и задние габаритные огни;
  • указатели поворотов;
  • стоп-сигналы;
  • фонарь заднего хода;
  • подсветку номерного знака;
  • плафоны освещения салона.

Управление освещением осуществляется переключателями на панели приборов, а также выключателями на дверях.

При возникновении неисправностей в первую очередь проверяют:

  • лампы (перегорание нитей);
  • предохранители цепей освещения;
  • контакты в разъемах и переключателях.

Регулярная замена перегоревших ламп и своевременная протяжка контактов помогают избежать проблем с освещением.

Дополнительные потребители электроэнергии

Помимо рассмотренных выше основных систем, электроэнергию потребляют и другие устройства ВАЗ-2106.

Стеклоочистители

Для очистки ветрового и заднего стекол служат электрические стеклоочистители. Их приводят в действие электродвигатели. Управление осуществляется переключателями на рычаге под рулевой колонкой.

Типичные неисправности:

  • плохой контакт в электродвигателе;
  • загрязнение или износ щеток;
  • повреждение приводных ремней.

Причины сбоев в работе стеклоочистителей нужно искать в электрической части или механике привода.

Обогрев заднего стекла

На некоторых комплектациях ВАЗ-2106 устанавливался обогрев заднего стекла. Он представляет собой резистивный элемент, закрепленный на стекле. Питается обогрев от бортсети напрямую, без дополнительных реле.

Возможные неисправности:

  • перегорание резистивного элемента;
  • плохой контакт в разъеме питания.

Причина в обоих случаях - старение и окисление контактов. Необходима своевременная замена или протяжка.

Вентилятор системы охлаждения

Он обеспечивает принудительную подачу воздуха через радиатор для охлаждения двигателя. Управление вентилятором осуществляется через вискомуфту от датчика температуры охлаждающей жидкости.

Возможные неисправности:

  • повреждение вискомуфты;
  • заклинивание или износ подшипников вентилятора;
  • перегорание обмоток электродвигателя.

Причины - старение деталей, недостаток смазки, большие зазоры.

Звуковой сигнал

Подает предупреждающие звуковые сигналы при нажатии кнопки на руле. Устроен просто - звучит при подаче на него напряжения через соответствующие контакты замка зажигания.

Возможные поломки:

  • перегорание катушки звукового сигнала;
  • плохой контакт в проводке или разъеме.

Причина - окисление контактов из-за воздействия влаги. Требуется протяжка или замена разъема.

Поиск и устранение неисправностей

При возникновении проблем с электрооборудованием ВАЗ-2106 рекомендуется:

  1. Проверить все контакты и разъемы, при необходимости зачистить и подтянуть;
  2. Проверить состояние предохранителей, при перегорании заменить;
  3. Осмотреть проводку, устранить обрывы и повреждения изоляции;
  4. Измерить напряжение в различных цепях;
  5. По возможности поменять местами подозрительный элемент и проверить работоспособность.

Пошагово проверяя все контакты и цепи, можно выявить и устранить неисправность. Важно работать аккуратно, соблюдая меры безопасности.

Регламентное обслуживание

Для предотвращения проблем рекомендуется периодически проводить обслуживание электрооборудования:

  • Менять лампы накаливания через 10-15 тыс. км пробега;
  • Менять свечи зажигания через 15-20 тыс. км;
  • Проверять контакты разъемов и колодок через 5 тыс. км;
  • Проверять надежность крепления проводов через 10 тыс. км;
  • Проверять работоспособность датчиков и реле через 20-30 тыс. км.

Регулярное обслуживание поможет избежать внезапных отказов на дороге и обеспечит стабильную работу электрооборудования.

Комментарии