Симптомы прогоревшего клапана: как не пропустить и своевременно заметить
Прогоревший клапан - распространенная поломка, которая грозит внезапной остановкой на дороге. К сожалению, многие водители игнорируют первые симптомы, рискуя серьезными последствиями.
Причины прогорания клапанов
Существует несколько основных причин, по которым может произойти прогар клапанов в двигателе:
- Перегрев из-за нарушения зазора. Если зазор слишком мал, клапан плотно не прилегает к седлу и нарушается теплоотвод.
- Детонационное горение топлива. Происходит аномально быстрое воспламенение топливной смеси еще до подачи искры на свечу.
- Использование некачественного топлива, которое может привести к детонации или повышенному нагреву камеры сгорания.
- Агрессивный стиль вождения с частыми и резкими разгонами, который создает высокие термические нагрузки на двигатель.
Особенно часто страдают от перегрева именно выпускные клапана. Дело в том, что они работают в очень жестких температурных режимах - до 900оС. При этом выпускной клапан практически не охлаждается топливом, в отличие от впускного.
Основные симптомы прогоревших клапанов
Как же понять, что в вашем двигателе прогорел клапан? Вот основные характерные признаки этой типичной поломки:
- Неровная работа на холостом ходу - нестабильные обороты, вибрация, подергивания.
- Заметная потеря мощности двигателя, особенно на средних оборотах.
- Увеличенный расход топлива из-за его утечки в момент такта сжатия.
- Появление ошибок в бортовой диагностике, связанных с пропусками зажигания и составом топливной смеси.
Конечно, по одним этим симптомам трудно с полной уверенностью поставить диагноз. Но если вы заметили сразу несколько из описанных выше признаков, стоит как можно скорее проверить состояние клапанов. Иначе вы рискуете полной остановкой двигателя в самый неподходящий момент.
Двигатель может троить по нескольким причинам, это:
- Неработающая свеча
- Трещина в крышке трамблера
- Неисправный высоковольтный провод, свечной наконечник
- Подгоревший клапан
Как определить прогоревший клапан
Симптомы прогоревшего клапана ВАЗ-2110 или любого другого автомобиля можно выявить несколькими способами диагностики в домашних условиях или в автосервисе.
Проверка цилиндров по очереди | Поочередно отключаем подачу топлива в цилиндры и смотрим на изменение работы двигателя |
Замер компрессии | С помощью компрессометра замеряем давление в каждом цилиндре |
Осмотр свечей зажигания | Анализируем состояние электродов - наличие нагара, масла, обугливания |
Наиболее достоверный, но и сложный способ диагностики - осмотр клапанов с помощью эндоскопа. Этот специальный бороскоп позволяет заглянуть внутрь работающего двигателя.
Правильная и своевременная диагностика поможет не допустить серьезной поломки и остановки в пути.
Проверка цилиндров по очереди
Один из способов определения прогоревшего клапана - последовательное отключение цилиндров и анализ работы двигателя. Например, на автомобиле ВАЗ-2114 можно по очереди снимать высоковольтные провода со свечей зажигания. Если при снятии провода с одного из цилиндров работа двигателя не изменилась - значит, в нем и находится неисправный клапан.
Также можно поменять свечи зажигания местами из подозрительного цилиндра в исправный. Если после включения зажигания двигатель заведется, то свеча исправна, а проблема в цилиндре.
Замер компрессии
Более надежный, но и более трудоемкий способ - измерение величины компрессии в каждом цилиндре с помощью специального компрессометра. При прогорании клапана компрессия в поврежденной камере сгорания будет существенно ниже нормы и значений в других цилиндрах.
Чтобы отличить прогар клапана от неисправностей цилиндро-поршневой группы, в подозрительный цилиндр можно залить немного масла и повторить проверку. Если компрессия при этом не повысится - клапан точно прогорел.
Осмотр свечей зажигания
Свечи зажигания могут многое рассказать о проблемах в цилиндрах. При подгорании клапана из-за утечек смеси, свеча в этом цилиндре будет сухой, без следов масла. А вот из сапуна пойдет густой белый дым от просачивающихся газов.
Профилактика прогара клапанов
Чтобы максимально продлить жизнь клапанов, важно:
- Регулярно менять масло в двигателе
- Проверять и регулировать клапанные зазоры
- Использовать только качественное топливо
- Избегать резких разгонов и перегрева мотора
Ремонт прогоревших клапанов
К сожалению, прогоревший клапан восстановлению не подлежит. Но существует несколько вариантов его ремонта или замены:
- Замена самого клапана. Это оптимальный вариант при небольшом прогаре и отсутствии проблем с седлом.
- Замена седла клапана. Обычно требуется при значительном износе посадочного места клапана.
- Механическая обработка клапана. Возможна притирка фаски клапана для лучшей посадки.
- Ремонт или замена головки блока цилиндров в сборе. При серьезных повреждениях головки требуется полная ее замена.
Особенности установки нового клапана
Часто прогоревший клапан приходится менять в условиях уже ранее ремонтированной головки блока. Тогда возникает проблема - из-за глубокой посадки старого клапана, новый может не иметь необходимого зазора с кулачком распредвала.
В таком случае придется либо дополнительно обрабатывать новый клапан, либо менять седла, либо ставить клапан уменьшенной высоты. Иначе неизбежно повторное заклинивание и перегрев.
Прогар клапанов на автомобилях с газовым оборудованием
Машины, переведенные на газ, также подвержены проблеме прогара клапанов. Дело в том, что при работе на газе температура в цилиндрах на 60-80 градусов выше, чем на бензине. А выпускные клапаны и так работают на пределе возможностей.
Поэтому на газовых автомобилях особенно важно соблюдать плавный стиль вождения без резких разгонов. А также чаще проверять состояние и регулировать зазоры клапанов.