Подводная лодка "Северсталь": тайны и загадки

Атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения “Северсталь” хранит немало тайн и загадок. Этот гигантский атомоход, способный нести ядерный удар по противнику, до сих пор будоражит воображение. Давайте разберемся в истории создания, особенностях конструкции и боевом пути легендарной подводной лодки.

История создания подводной лодки “Северсталь”

Стратегический крейсер ТК-20 "Северсталь" был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 12 января 1985 года. Закладка подводной лодки состоялась 27 августа 1985 года на судостроительном предприятии "Севмаш" в Северодвинске под заводским номером 727.

Спуск на воду состоялся 11 апреля 1989 года, 19 декабря того же года, после подписания приемного акта, ТК-20 вошел в строй ВМФ СССР.

Таким образом, строительство подводного крейсера заняло чуть больше 4 лет. Уже 28 февраля 1990 года “Северсталь” была включена в состав Северного флота и зачислена в 18-ю дивизию 1-й флотилии подводных лодок с базированием на губу Нерпичья.

Особенности конструкции “Северстали”

Особенностью конструкции подводной лодки “Северсталь” является наличие внутри легкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов:

  • Два основных параллельных корпуса диаметром 10 метров
  • Три промежуточные прочные отсеки-капсулы в носу, центре и корме

Главная ядерная энергетическая установка включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 мощностью по 190 МВт каждый. Также на подводной лодке установлены две паротурбинные установки по 50 000 лошадиных сил.

В качестве вооружения на “Северстали” размещены 20 твердотопливных баллистических ракет РСМ-52, каждая с 10 ядерными боеголовками мощностью по 200 килотонн. Максимальная дальность пуска составляет 8300 км.

Боевой путь “Северстали”

За время своей службы в составе Северного флота подводная лодка “Северсталь” совершила 8 боевых походов общей продолжительностью более 4 лет. Были проведены 3 ракетные стрельбы из подводного положения.

Экипаж ТК-20 произвел на разных кораблях дивизии более 50 учебных пусков баллистических ракет.

Таким образом, несмотря на то, что “Северсталь” была последней подводной лодкой проекта 941 “Акула”, она активно использовалась по прямому назначению и продемонстрировала высокую надежность.

31 мая 2000 года был подписан договор об установлении шефства Череповецкого металлургического комбината “Северсталь” над подводным крейсером. 20 июня того же года он получил свое нынешнее имя.

C июня 2001 по декабрь 2002 года “Северсталь” прошла поддерживающий ремонт на заводе “Севмаш”. Однако уже в 2004 году из-за отсутствия ракетного боекомплекта она вместе с другим кораблем проекта 941 ТК-17 “Архангельск” была выведена в резерв.

Рекорды “Северстали”

Подводная лодка “Северсталь” установила несколько мировых рекордов среди атомных подводных лодок:

  1. Самое большое водоизмещение — 48 000 тонн
  2. Самая большая длина — 172 метра
  3. Самая большая высота — 26 метров
  4. Самая высокая скорость в подводном положении — 27 узлов

Будущее “Северстали”

В настоящее время подводная лодка “Северсталь” находится в запасе на одной из военно-морских баз Северного флота. В 2019 году поступило сообщение о том, что корабль не будет утилизирован, а пройдет модернизацию.

Существует несколько вариантов дальнейшего использования “Северстали”:

  • Возвращение в строй после модернизации
  • Использование в качестве испытательной платформы для новых образцов вооружения
  • Превращение в корабль-музей

Также известно, что имя “Дмитрий Донской” будет присвоено новейшей атомной подлодке проекта “Борей-А”. Так что в будущем “Северсталь” может остаться единственным кораблем своего проекта в составе ВМФ России.

Значение “Северстали” для отечественного ВПК

Создание подводных лодок проекта 941 “Акула” имело большое значение для развития советского военно-промышленного комплекса. При их проектировании и строительстве были получены уникальные компетенции в области подводного кораблестроения.

К примеру, “Северсталь” до сих пор остается крупнейшей подводной лодкой в мире. При ее создании были применены самые передовые на то время технологии и инженерные решения.

Участвовавшие в этом проекте предприятия и их сотрудники получили колоссальный опыт постройки уникальных боевых кораблей. Эти знания активно используются и сегодня при разработке нового поколения атомных подводных лодок для ВМФ России.

Оценки проекта 941 “Акула” за рубежом

Несмотря на то, что после распада СССР программа строительства тяжелых подводных ракетоносцев была свернута, за рубежом к проекту 941 сохранилось пристальное внимание.

По мнению западных экспертов, “Акулы” до сих пор являются единственными подводными лодками, способными преодолевать арктические льды и поражать цели в любой точке земного шара.

Преимущества проекта 941 “Акула”

Подводные лодки проекта 941 “Акула” обладают рядом весомых преимуществ:

  • Высокая автономность - способность находиться в автономном плавании до 120 суток
  • Низкий уровень шумности, обеспечивающий скрытность
  • Высокая скорость подводного хода - до 27 узлов
  • Уникальная прочность корпуса, позволяющая преодолевать полярные льды
  • Большое количество баллистических ракет и ядерных боеголовок

Эти качества до сих пор обеспечивают “Акулам” ряд преимуществ перед зарубежными аналогами последних поколений.

Сравнение “Северстали” с американской “Огайо”

Интересно сравнить технические характеристики “Северстали” и американской подлодки “Огайо”, ради противостояния с которой и был разработан проект 941:

Характеристика “Северсталь” “Огайо”
Водоизмещение 48 000 тонн 18 750 тонн
Длина 172 м 170 м
Скорость подводного хода 27 узлов 20+ узлов
Единовременно несомое количество БРПЛ 20 24

Из сравнения видно, что по основным параметрам “Акулы” превзошли американские лодки типа “Огайо”. Однако США смогли построить все запланированные 18 единиц, тогда как СССР ограничился 6 подлодками проекта 941.

Закат проекта “Акула”

К сожалению, распад Советского Союза не позволил полностью реализовать потенциал тяжелых подводных ракетоносцев проекта 941 “Акула”. Из запланированных изначально 10-12 единиц было построено только 6.

Экономический кризис 1990-х годов вынудил снять с вооружения уже готовые корабли, а строительство новых подлодок типа “Акула” было остановлено навсегда.

Комментарии