Предельный столбик: что это такое и зачем нужен
Предельный столбик - важный технический элемент железной дороги, ограничивающий зону безопасной остановки поездов. Давайте разберемся, что это за элемент, где и почему его устанавливают.
Определение и назначение предельного столбика
Предельный столбик - это постоянный железнодорожный знак в виде столбика, устанавливаемый между путями для обозначения границы, за которой запрещена остановка подвижного состава.
Предельный столбик указывает место, далее которого на пути нельзя устанавливать подвижной состав, движущийся в направлении стрелочного перевода
или глухого пересечения.
Основное назначение предельного столбика - обеспечение безопасности движения поездов . Он не дает им заехать в опасную зону, где возможно столкновение с встречным составом. То есть этот элемент позволяет избежать аварий из-за ошибок машинистов или диспетчеров.
Как выглядит предельный столбик
Конструкция предельного столбика включает:
- Основание для установки в грунт
- Стойку высотой 500 мм с отражателями
- Кольцо определенной цветовой маркировки по высоте стойки
- Табличку с номерами сходящихся путей
Предельный столбик на ЖД изготавливается из:
- Дерева
- Бетона
- Металла с антикоррозийным покрытием
- Полимерных композитных материалов
Материал столбика | Срок службы, лет |
Дерево | 5 |
Бетон | 30 |
Металл | 15 |
Полимер | 10 |
Наиболее долговечны и надежны железобетонные предельные столбики.
Требования к установке предельного столбика
Установка предельный столбик
регламентируется рядом нормативных документов:
- ГОСТ 9238-2013
- Правила технической эксплуатации железных дорог
- Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов
В соответствии с этими документами определяются требования к:
- Расположению столбиков
- Габаритам и материалам
- Маркировке и окраске
- Креплению в грунте
Расположение предельных столбиков
Предельные столбики устанавливаются строго посередине междупутья
, на расстоянии:
- 4100 мм - для главных путей
- 3800 мм - для приемоотправочных путей
- 3600 мм - для соединительных и подъездных путей
Это расстояние измеряется между осями сходящихся рельсовых путей в месте установки предельного столбика
.
Габариты и материалы предельных столбиков
Стандартный предельный столбик имеет высоту 500 мм. Глубина заделки в грунт зависит от климатических условий региона и составляет от 500 до 800 мм.
Материалы для изготовления:
- Бетон марки не ниже B22,5
- Дерево хвойных пород
- Композит полимеров
Маркировка предельных столбиков
Для маркировки используется кольцевая полоса белого цвета с нанесенными черным цветом номерами сходящихся путей. Полоса размещается на высоте 250 мм от основания. Ширина полосы - 170 мм, высота цифр - 90 мм.
Также применяется цветовое кодирование:
- Бело-черное - на главных и приемоотправочных путях
- Сплошь черное - на прочих станционных путях
Порядок установки предельного столбика
Процесс монтажа предельного столбика включает следующие этапы:
- Подготовка места установки
- Установка столбика
- Закрепление столбика
- Проверка параметров
Подготовка места установки
Сначала производится разметка - определяется точка посередине междупутья на заданном расстоянии от осей пути и стрелочного перевода
. Затем на этом месте выкапывается яма для установки столбика глубиной 500-800 мм в зависимости от климатических условий.
Установка столбика
Предельный столбик устанавливается строго по разметке. Он должен находиться в вертикальном положении. Проверка вертикальности осуществляется с помощью отвеса или уровня.
Закрепление столбика
Закрепление выполняется с помощью анкерного крепления или заливки бетоном. Глубина заложения должна составлять 2/3 высоты столбика в грунте для обеспечения устойчивости.
Уход и обслуживание
В процессе эксплуатации требуется:
- Контроль вертикальности 1 раз в месяц
- Очистка от загрязнений
- Проверка читаемости маркировки
- Осмотр целостности отражателей
При выявлении дефектов требуется незамедлительный ремонт или замена предельного столбика.
Ответственность за нарушения
Ответственность за повреждение или утрату предельных столбиков несут владельцы инфраструктуры. За нарушение правил установки и технического обслуживания предусмотрены штрафы.
Интересные факты о предельных столбиках
История предельных столбиков насчитывает более 100 лет. За это время накопилось немало любопытных фактов.
- Предшественники современных конструкций. Первые предельные столбики представляли собой обычные деревянные колья, вбитые в землю. Со временем стали применять металлические трубы, более долговечные и заметные для машинистов.
- Самый большой предельный столбик. В музее Московской железной дороги хранится уникальный 5-метровый предельный столбик из металла. Он был смонтирован в павильоне на ВДНХ в 1954 году.
Предельные столбики в искусстве
Этот элемент железнодорожной инфраструктуры часто использовался в работах художников и скульпторов. Например, знаменитая картина А. Дейнеки "Строители новых цехов".
Рекордный столбик
Самый высокогорный предельный столбик в мире установлен на Транссибирской магистрали на перевале через Уральский хребет, на высоте 1150 метров над уровнем моря.
Статистика и любопытные цифры
Количественные данные о предельных столбиках тоже могут быть интересны.
- В России установлено более 2 миллионов предельных столбиков
- Средний срок службы железобетонного столбика - 35 лет
- Стоимость установки одного столбика - от 12 до 15 тысяч рублей