Как собирают башенный кран: технология возведения

Башенные краны являются неотъемлемой частью современного строительства. Они позволяют оперативно поднимать тяжелые грузы на значительную высоту. Но прежде чем приступить к работе, эту мощную технику необходимо смонтировать. Давайте разберемся, как именно собирают башенный кран.

Подготовка площадки и фундамента

Перед установкой башенного крана в обязательном порядке готовят строительную площадку. Участок расчищается от мусора, деревьев и кустарников, выравнивается. Затем на площадке монтируется фундамент, к которому в дальнейшем будет крепиться кран.

Для башенных кранов используются следующие типы фундаментов:
  • Монолитная железобетонная плита
  • Свайный ростверк из железобетонных свай
  • Железобетонные блоки с якорным креплением

К фундаменту подводятся инженерные коммуникации - электроснабжение для последующего подключения крана к сети. Также на площадке монтируются рельсовые пути, по которым в дальнейшем будет перемещаться кран.

Транспортировка частей крана на площадку

Башенные краны большой грузоподъемности и высоты невозможно доставить на объект в собранном виде. Поэтому их привозят в разобранном состоянии и собирают уже непосредственно на строительной площадке.

Для транспортировки элементов крана чаще всего используются автокраны. В условиях плотной городской застройки перевозка конструкций может быть затруднена из-за узких проездов и пространственных ограничений.

Непосредственная сборка крана

Сборка башенного крана начинается с монтажа нижней части опорно-поворотного устройства на заранее подготовленный фундамент. Эта процедура обычно выполняется с помощью автокрана.

Далее собирается сама башня из отдельных секций, поднимаемых и соединяемых при помощи гидравлических домкратов и выносного пульта управления:

  1. Устанавливается первая секция башни на опорно-поворотное устройство
  2. Сверху монтируется следующая секция
  3. Процесс повторяется до достижения необходимой высоты башни

После возведения башни монтируется поворотная платформа, кабина крановщика, стрела и противовес. Некоторые современные модели башенных кранов являются самомонтируемыми - они способны собирать сами себя без применения вспомогательной техники.

После установки всех основных элементов башенного крана приступают к монтажу вспомогательных систем и проведению пусконаладочных работ.

Подключение систем крана

Для нормальной работы башенного крана необходимо обеспечить его электропитанием. Электрические кабели подключаются к предварительно смонтированным на площадке силовым щитам и распределительным шкафам.

Также проверяется работа различных механических систем - механизмов подъема и поворота, тормозов, ограничителей и блокировок.

Настройка автоматики управления

Современные башенные краны оснащены микропроцессорными системами управления на базе промышленных контроллеров. Такие системы позволяют реализовать различные алгоритмы работы механизмов, обеспечивают высокую точность позиционирования и безопасность.

После монтажа необходимо выполнить настройку и отладку систем управления, чтобы все датчики и исполнительные механизмы работали согласованно.

Установка систем безопасности

Для предотвращения аварийных ситуаций башенные краны оснащаются различными системами безопасности:

  • Ограничители грузоподъемности
  • Ограничители высоты подъема
  • Анемометры (измерители скорости ветра)
  • Датчики наклона

Все эти устройства должны быть установлены и настроены при монтаже крана.

Пусконаладочные работы и испытания

Перед вводом в эксплуатацию башенный кран проходит обязательную приемку и испытания. Выполняются статические и динамические испытания, проверяется работа всех механизмов, электрооборудования и систем безопасности.

Только после успешного прохождения всех проверок кран допускается к работе на объекте.

Порядок демонтажа крана

После завершения строительных работ башенный кран необходимо демонтировать. Процесс разборки осуществляется в обратном порядке и занимает меньше времени по сравнению с монтажом.

С помощью вспомогательной техники (чаще всего автокрана) снимается стрела, противовес, кабина, затем разбирается башня. Все демонтированные элементы готовятся к транспортировке на новый объект.

Особенности монтажа кранов большой грузоподъемности

Для возведения особо сложных инженерных объектов применяются башенные краны грузоподъемностью до 50-100 тонн. Такие гиганты требуют особых подходов при монтаже.

Из-за больших габаритов и веса конструкций их доставка и разгрузка на площадке представляют сложную логистическую задачу. Могут потребоваться многозвенные автопоезда, пакетирование негабаритных грузов.

Для сборки используется несколько вспомогательных кранов одновременно. Синхронная работа нескольких машин требует тщательной подготовки и координации действий персонала.

Особенности монтажа кранов в сложных условиях

В условиях плотной городской застройки, при стесненности монтажной площадки возникает множество сложностей.

Из-за ограниченного пространства затруднена доставка крупногабаритных модулей, работа грузоподъемной техники. Приходится применять нестандартные решения, разбивать конструкции на большее количество частей.

Особенности монтажа самомонтируемых кранов

Современные самомонтируемые башенные краны способны собирать себя без применения вспомогательных подъемных механизмов.

Это достигается за счет оснащения крана телескопическими секциями, способными изменять высоту башни. Такие краны обходятся без дорогостоящей помощи автокранов при монтаже.

Безопасность при монтаже башенных кранов

Любые работы по сборке и демонтажу башенных кранов требуют строгого соблюдения техники безопасности.

К работе допускаются только аттестованные монтажники в касках, спецодежде, страховочными поясами. Территория монтажа огораживается, устанавливаются предупреждающие знаки.

Комментарии