Воспитываем чувство собственного достоинства

Характер человека представляет собой совокупность морально-нравственных категорий и связанных с ними правил и норм поведения. Одними из главных, стержневых качеств личности являются самоуважение и чувство собственного достоинства. Именно они определяют, насколько личность самодостаточна и самостоятельна, подвержена ли влияниям извне, в том числе и дурным, может ли сопротивляться собственным отрицательным порывам и инстинктам. Внутренняя свобода, духовный рост также сопряжены с этим понятием.

Чувство собственного достоинства – это осознание личностью собственной значимости и соблюдения определенной этики поведения, базирующейся на самооценке. С одной стороны, данная морально-нравственная категория относится к разряду общечеловеческих и индивидуальных. С другой, в различные эпохи и для представителей разных социальных групп существовали свои понятия чести и личного достоинства. И то, что считалось унизительным и неприемлемым для одного времени, в другом, наоборот, воспринималось как необходимая и даже обязательная норма.

Чувство собственного достоинства не является врожденным. Человеку приходится формировать его и воспитывать в себе, часто на протяжении всей жизни. Оно связано с такой чертой личности, как уверенность в собственных силах. Мы не можем быть универсальными, одинаково хорошими абсолютно во всех сферах деятельности или наделеными всеми возможными талантами сразу. Как правило, природа в этом плане применяет индивидуальный подход, поэтому из кого-то получается превосходный математик, кто-то отлично поет или пишет стихи, успешно лечит больных или создает новую сверхумную технику. И было бы глупо индивидууму и окружающим его людям требовать, чтобы, например, хороший, грамотный бухгалтер писал романы на уровне Льва Толстого. Каждый человек должен научиться принимать себя таким, каким он создан природой, уважать в себе те способности, какие у него есть, к каким он склонен. Такой подход и станет первым звеном в цепи самовоспитания, платформой, на которой будет сформировано чувство собственного достоинства.

Если учесть, что все мы родом из детства и именно там происходит закладка всех важнейших качеств человеческой личности, то взрослые должны быть особенно внимательны и уважительны к ребенку, сочетать разумную, объективную строгость с искренней доброжелательностью и заинтересованностью его духовными и умственными запросами и потребностями. Например, если девочка с удовольствием танцует, пластична и музыкальна, ее можно записать в танцевальную студию или секцию художественной гимнастики, а если у мальчика явная склонность к технике, то математический кружок, развивающие игры – как раз то, что явно пойдет ему на пользу. Т.е. если любые способности, явно прослеживающиеся в маленьком человеке, найдут поддержку, будут культивироваться и поощряться, то во взрослой жизни этот человек сможет держаться прочно и уверенно, а его чувство собственного достоинства будет иметь под собой вполне реальную почву. Ведь успех в одной сфере бытия повлечет веру в свои силы и в других делах и сферах. 

Поощрение ребенка должно быть разумным. Наряду с моральной поддержкой, в нем необходимо воспитывать выдержку, самодисциплину, сопротивление слабостям. Это тоже один из важнейших моментов, когда формируется чувство достоинства.

Психологами давно доказано, что личность с заниженной самооценкой, неуверенная в себе, обладает и низким коэффициентом собственного самоуважения. Для их подъема существует немало эффективных методик, но самое важное в начале пути – чтобы человек осознал: так жить больше нельзя, необходимо менять себя, свой стиль жизни и поведения. Понимание этого факта как насущной потребности – первый толчок на пути исправления своего ущербного «я». А второй шаг – программирование себя на успех. Тогда и начнется повышение самооценки и чувства собственного достоинства. Личность, зрелая в этом плане, от себя и от окружающих будет требовать должного поведения, не разрешит себе неприглядных поступков, внешним видом и внутренним состоянием будет стараться соответствовать высоким идеалам и нормам.

Комментарии