Маховик для автомобилей ВАЗ 2109: выбор и установка
Маховик - один из ключевых компонентов двигателя автомобиля, от работы которого зависит плавность хода и долговечность мотора. В этой статье мы рассмотрим особенности выбора и замены маховика на примере популярной "классики" - ВАЗ 2109.
Назначение и функции маховика в двигателе ВАЗ 2109
Маховик представляет собой массивный металлический диск, установленный на хвостовике коленвала двигателя. От точности его балансировки и вращения напрямую зависит плавность работы мотора.
Основные функции маховика:
- Обеспечение равномерной угловой скорости вращения коленвала.
- Вывод поршней из "мертвых" точек во время рабочего цикла.
- Передача крутящего момента на сцепление и коробку передач.
- Передача осевого усилия от шестерни стартера к маховику и коленвалу для запуска двигателя.
При возникновении биения или дисбаланса маховика двигатель начинает работать неравномерно, с перебоями, возрастает вибрация и износ деталей КШМ. Поэтому важно следить за исправностью детали и вовремя менять изношенный или деформированный маховик.
Требования к материалам и геометрии маховика
Маховик должен быть инженерно спроектирован и точно сбалансирован, чтобы выдерживать эксплуатационные нагрузки и обеспечивать долгий срок службы. К материалам и геометрии маховика предъявляются следующие требования:
- Изготовление из высокопрочных сталей (20ХН3А, 30ХГСА) методами штамповки или литья.
- Точная геометрия и балансировка в пределах нескольких грамм на 1 кв. метр.
- Наличие установочного отверстия под опорный штифт и крепежные болты.
- Термообработка поверхностей трения для повышения износостойкости.
- Оптимальная масса и момент инерции для конкретного типа двигателя.
Все эти требования обеспечивают высокую надежность и долгий срок службы оригинального маховика ВАЗ 2109.
Оригинальный маховик 2109-1005115 - характеристики
Штатный маховик 2109-1005115 изготавливается из высококачественной легированной стали методом горячей объемной штамповки. Он имеет оптимальную массу в 6,45 кг и момент инерции 0,042 кг*м2.
Основные технические характеристики маховика 2109-1005115:
- Диаметр посадочного отверстия - 72 мм
- Наружный диаметр венца - 310 мм
- Толщина венца - 35 мм
- Масса - 6,45 кг
- Количество крепежных отверстий - 8 штук
- Метка на венце для балансировки - 2 мм, 90°
Такая конструкция позволяет выдерживать длительные эксплуатационные нагрузки в составе атмосферных двигателей ВАЗ.
Модифицированные маховики для форсированных моторов
При форсировании двигателей ВАЗ для увеличения мощности штатные маховики зачастую не справляются с возросшими нагрузками. Для таких случаев выпускаются усиленные модификации с более высоким запасом прочности и лучшей балансировкой.
Например, маховик 2109-1005115-02 производства "ВолгаАвтоПром" предназначен для "форсированных" моторов ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 с двигателями ВАЗ-124 и ВАЗ-126.
Конструктивные особенности данного маховика:
- Увеличенная толщина венца до 45 мм.
- Использование более прочных легированных сталей.
- Дополнительная термообработка и балансировка венца.
Маховик 2109-1005115-02 позволяет повысить надежность и ресурс двигателя при повышенных мощностных нагрузках.
Подбор маховика по метке на венце
Для правильной балансировки и совмещения двумассового маховика с демпфером крутильных колебаний на венце наносится специальная метка.
Метка маховика ВАЗ 2109 представляет собой точку диаметром 2 мм, которая наносится на 90 градусов от установочного штифта в сторону вращения.
При установке нового маховика важно контролировать совмещение метки с риской на кожухе двигателя. Это обеспечит плавную и бесшумную работу двигателя на всех оборотах.
Особенности снятия и установки маховика
При необходимости замены изношенного маховика рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:
- Снять коробку передач и выкрутить болты крепления маховика, предварительно сняв систему выпуска.
- С помощью съемника аккуратно снять маховик с опорного штифта на хвостовике коленвала.
- Очистить посадочные поверхности хвостовика и ступицы маховика от остатков прокладки.
- Установить новый маховик, совместив метку на 90° с риской на кожухе маховика.
- Завернуть болты крепления и установить выхлопную систему.
После замены маховика необходимо выполнить балансировку двигателя, прогреть и обкатать мотор в режимах близких к номинальным.
Причины выхода маховика из строя
Несмотря на прочную конструкцию, маховик ВАЗ 2109 может выйти из строя по ряду причин:
- Механические повреждения венца при аварии или неаккуратной эксплуатации.
- Нарушение балансировки из-за длительной эксплуатации.
- Трещины на ступице маховика от усталостных нагрузок.
- Прослабление посадки маховика на коленвальном хвостовике.
- Попадание агрессивных веществ и жидкостей в зону маховика.
Во всех этих случаях требуется оперативная замена маховика для предотвращения поломки двигателя.
Как определить неисправность маховика
Основные симптомы неисправного маховика:
- Появление вибрации при работе двигателя.
- Шум и стуки при исчезновении нагрузки на мотор.
- Затруднения при запуске двигателя стартером.
- Посторонний шум в КПП из-за нарушения балансировки маховика.
- Течь масла через уплотнительные шайбы из-за биения маховика.
При обнаружении этих признаков следует диагностировать крутильные колебания с помощью специальных приборов и при подтверждении дефекта заменить маховик.
Оригинальные и неоригинальные маховики
При выборе маховика ВАЗ 2109 можно использовать как оригинальные, так и неоригинальные варианты от альтернативных производителей. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы:
- Оригинал от АвтоВАЗа - высокое качество и надежность, но высокая стоимость.
- Неоригинал дешевле, но чаще претензии к балансировке и материалам.
Поэтому при выборе стоит найти оптимальное соотношение цены и качества, обращая внимание на отзывы и гарантию производителя.
Момент затяжки болтов крепления маховика
При установке нового или отремонтированного маховика очень важно соблюдать рекомендованный момент затяжки болтов его крепления к двигателю.
Затяжка должна производиться равномерно крест-накрест динамометрическим ключом.
Несоблюдение момента может привести либо к ослаблению крепления, либо к срыву резьбы болтов.