Гиперактивный ребенок
Американские психологи Алворд и Бейкер определили наиболее характерные черты, которыми обладает гиперактивный ребенок. По их мнению, такие дети непоследовательны, им достаточно тяжело удерживать внимание продолжительный период. При этом гиперактивный ребенок берется за задание с большим воодушевлением и энтузиазмом, но так и не завершает его. На все обращения он не реагирует, старается избегать заданий скучных, по его мнению, и требующих умственного усилия.
Такие малыши, как правило, спят меньше, чем их сверстники, постоянно проявляют беспокойство, все время ерзают на месте. Для гиперактивного ребенка характерна двигательная расторможенность, забывчивость, разговорчивость, недостаточная сосредоточенность. Когда задается вопрос, они, как правило, начинают отвечать, не дослушав его до конца. Следует сказать, что гиперактивный ребенок может вести себя совершенно по-разному, в обучении ему свойственны различные результаты. Так, на одних занятиях он может сидеть спокойно и проявлять внимание, а на прочих – наоборот.
Однако вместе с этим необходимо сказать, что непоседливый – ещё не значит гиперактивный ребенок. Для этого необходимо проявление как минимум шести признаков из названных выше.
Гиперактивность более характерна для мальчиков. Проявляется это состояние обычно в возрасте до семи лет.
Лечение гиперактивности у детей начинается, безусловно, с выявления причины возникновения. Так, к основным провоцирующим факторам относят родовые травмы, инфекционные болезни в течение первых месяцев жизни, особенности в строении и деятельности мозга. Причиной может быть и генетическое расстройство.
Специалисты не могут однозначно сказать, является ли гиперактивность болезнью. Ряд израильских, европейских психологов не относят это состояние к патологическим. Они предлагают педагогические коррекционные методы, которые воспринимает гиперактивный ребенок. Лечение таблетками, всевозможными лекарствами не может способствовать, по мнению специалистов, нормализации общения с преподавателями, сверстниками. Следует сказать, что сам малыш чувствует себя весьма некомфортно. От него взрослые требуют исполнения конкретных правил, но он не в состоянии их выполнить. У гиперактивного ребенка не получается долго сидеть на одном месте неподвижно, не ерзать и не разговаривать. Именно поэтому он часто слышит замечания. Необходимо понимать, что эти дети не такие, как остальные, и к ним нужен особый подход.
К наиболее характерному признаку гиперактивности относят импульсивность. Как правило, ей подвержены излишне эмоциональные люди. Таким людям не свойственно обдумывание последствий своих действий.
Для того чтобы помочь гиперактивному ребенку, нужно в первую очередь стараться максимально точно понять все его привычки, увлечения, черты характера. Не следует забывать о том, что одинаковых малышей нет, поэтому и подход к каждому должен быть индивидуальным. Как правило, у каждого ребенка есть какой-то талант или стремление к чему-либо, есть что-то, что увлекает малыша, и он проявляет определенные способности. Необходимо увидеть это и начать развивать. Так, например, если ребенок любит рисовать, его можно отправить в художественную школу. Там он будет развивать свои способности и постепенно начнет меняться в лучшую сторону.
Не следует забывать и о том, что гиперактивные дети весьма чувствительны к похвале. Специалисты рекомендуют находить больше причин для того, чтобы похвалить малыша. Ребенок должен чувствовать, что он нужен и любим.
Весьма благотворно на состояние малыша действует тактильный контакт. Так, например, перед сном рекомендуется сесть рядом с ним, погладить его, произнести ласковые и тихие слова.