Расход топлива гигантского Боинга 747 - сколько же на самом деле?

Боинг 747 по праву считается одним из величайших достижений авиастроения. Этот легендарный авиалайнер перевозит пассажиров уже более 50 лет. Но мало кто знает, сколько топлива потребляет этот гигант неба и как это влияет на эффективность его работы. Давайте разберемся!

История создания и эксплуатации Боинга 747

Идея создания широкофюзеляжного авиалайнера Boeing 747 возникла в конце 1960-х годов. Авиакомпании столкнулись с резким ростом пассажиропотока на популярных маршрутах, и требовались более вместительные самолеты. Кроме того, ожидался скорый переход гражданской авиации на сверхзвуковые скорости, поэтому Boeing 747 изначально позиционировался как временное решение.

Первый полет опытного образца Boeing 747 состоялся 9 февраля 1969 года. А в 1970 году начались коммерческие рейсы на лайнерах нового типа.

Изначально Boeing 747 задумывался как грузопассажирский самолет, с возможностью быстрой конвертации пассажирской кабины в грузовую. Отсюда и характерная "горбатая" форма фюзеляжа с двумя палубами. Верхняя палуба была отведена под кабину экипажа и салон бизнес-класса. А на нижней размещалась основная пассажирская кабина.

  • Boeing 747-100 - базовая модель первого поколения
  • Boeing 747-200 - увеличенная дальность полета и пассажировместимость
  • Boeing 747-300 - удлиненный верхний салон
  • Boeing 747-400 - цифровая авионика, новые двигатели
  • Boeing 747-8 - самая современная модификация

За 50 лет эксплуатации было выпущено более 1500 лайнеров Boeing 747 разных модификаций. По состоянию на 2022 год в эксплуатации находится чуть более 400 таких самолетов у авиакомпаний по всему миру. Но Boeing 747 по-прежнему остается одним из самых узнаваемых силуэтов в небе!

Технические характеристики Боинга 747

Boeing 747 имеет уникальную двухпалубную компоновку, при которой на верхней палубе располагается кабина пилотов и несколько рядов пассажирских кресел бизнес-класса. А основной пассажирский салон занимает всю нижнюю палубу и значительную часть грузовой кабины в хвостовой части.

Самолет оснащен 4 турбореактивными двухконтурными двигателями большой тяги. На разных модификациях устанавливались двигатели Pratt & Whitney JT9D, General Electric CF6, Rolls-Royce RB211 и GEnx.

Размах крыла Боингов 747 составляет от 59,6 до 68,4 м в зависимости от модификации. А длина фюзеляжа варьируется от 70,6 до 76,3 м. При этом самолет способен развивать крейсерскую скорость от 895 до 920 км/ч и преодолевать без дозаправки расстояние от 9800 до 13900 км.

Максимальный взлетный вес Boeing 747 в базовой пассажирской версии достигает 396 тонн. А с учетом топлива и коммерческой нагрузки эта цифра может увеличиваться до 440-460 тонн! При этом самолет способен перевозить от 366 до 660 пассажиров в зависимости от компоновки салона.

Порядок расчета расхода топлива самолетом

Расход топлива в полете является одним из ключевых параметров, влияющих на экономическую эффективность эксплуатации воздушного судна. Чем выше этот показатель у конкретной модели самолета, тем дороже обходится авиакомпании каждый его летный час.

На величину расхода топлива Boeing 747 влияют такие факторы как:

  • Тип установленных двигателей и их техническое состояние
  • Полезная нагрузка - количество пассажиров и багажа
  • Погодные условия в полете
  • Профиль полета - высота и скорость на разных этапах
  • Расстояние перелета и запас топлива на борту
  • Навыки пилота и особенности техники пилотирования

Для точного расчета требуемого количества топлива на конкретный рейс используется специальная формула с учетом вышеперечисленных параметров. Например, для полета Boeing 747-400 продолжительностью 10 часов из Лондона в Нью-Йорк с 364 пассажирами на борту можно рассчитать следующий расход топлива:

Базовый расход топлива 12000 кг/ч
Время полета туда-обратно 10 ч x 2 = 20 ч
Итого топлива на полет: 12000 кг/ч x 20 ч = 240000 кг

Как видим, на такой длительный полет Boeing 747-400 израсходует порядка 240 тонн авиационного керосина!

Разумеется, реальный расход топлива на маршруте может отличаться от расчетных значений в зависимости от условий полета. Поэтому пилоты подбирают запас по топливу с достаточным коэффициентом.

Но даже с учетом этого фактора, Боинг 747 остается одним из наиболее "прожорливых" авиалайнеров из всех существующих. Для сравнения, его "младшие братья" Boeing 737 при аналогичной загрузке и дальности полета тратят в 3-4 раза меньше топлива!

Впрочем, именно гигантская пассажировместимость и позволяет Boeing 747 оставаться востребованным несмотря на высокий расход топлива. Перевозка сотен пассажиров и большого объема коммерческих грузов рейсами по 490-600 человек вполне оправдывает эксплуатационные расходы на этот летающий гигант.

Боинг 747 в цифрах: статистика потребления топлива

Как уже отмечалось ранее, Боинг 747 является одним из самых "прожорливых" пассажирских авиалайнеров. Давайте теперь более подробно рассмотрим численные значения его расхода топлива в различных условиях полета.

  • Средний расход топлива Боинга 747-100 в час полета составляет 11000 кг
  • У модели Boeing 747-200 этот показатель немного выше - 11500 кг/ч
  • На Boeing 747-300 расход топлива достигает 12000 кг/ч
  • Boeing 747-400 тратит около 12500 кг топлива за 1 час полета
  • Самая современная модификация Boeing 747-8 потребляет 13000 кг/ч

Как видим, с годами расход топлива на данном типе воздушных судов только увеличивался, что связано главным образом с ростом взлетной массы и увеличением размеров планера.

Расход топлива Boeing 747 в зависимости от скорости и высоты полета

На разных этапах полета скорость и высота воздушного судна могут значительно варьироваться. И это напрямую влияет на расход топлива. Рассмотрим на примере Боинга 747-400:

  • В режиме взлета и набора высоты - до 16000 кг/ч
  • На крейсерской высоте при оптимальной скорости - 12500 кг/ч
  • При снижении и заходе на посадку - до 14000 кг/ч

Как видно, пиковые значения расхода приходятся на наиболее энергозатратные участки полета.

Заправка топливом перед полетом

Объем заправляемого перед вылетом топлива зависит главным образом от дальности предстоящего рейса. Например, для полета продолжительностью:

  • 2 часа требуется 25-30 тонн топлива
  • 5 часов - 60-70 тонн
  • 10 часов - 150-160 тонн
  • 15 часов (трансконтинентальный) - свыше 240 тонн

При этом всегда закладывается дополнительный запас по топливу на непредвиденные ситуации.

"Аппетит" Boeing 747 на основных маршрутах

Потребление топлива на конкретных рейсах может сильно различаться. К примеру, на популярных направлениях средний расход за полет туда-обратно составляет:

  • Лондон - Нью-Йорк : 210-230 тонн
  • Франкфурт - Токио: 180-200 тонн
  • Сидней - Лос-Анджелес: 260-280 тонн
Комментарии