АКПП 09G: техническая характеристика, принцип работы, правила эксплуатации и советы по ремонту
Автоматическая коробка передач 09G от компании Aisin - популярный агрегат, устанавливаемый на многие автомобили концерна Volkswagen. Несмотря на распространенное мнение о его надежности, на практике этот "автомат" часто доставляет проблемы владельцам. Давайте разберемся, как устроена АКПП 09G, особенности ее эксплуатации и типичные неисправности.
Краткая техническая характеристика АКПП 09G
Автоматическая коробка передач 09G была разработана в 2003 году японской компанией Aisin
совместно с концерном Volkswagen AG
(VAG) для установки на автомобили этого концерна: VW
, Audi
, Skoda
. Отсюда второе название этой АКПП - TF-60SN
.
По своей конструкции трансмиссия 09G представляет собой классический гидроавтомат с гидротрансформатором, планетарными рядами передач и многодисковыми фрикционными муфтами.
АКПП 09G выпускалась в нескольких модификациях:
- 09G - базовая версия
- 09K - модернизированный вариант
- 09M - усиленная версия для более мощных двигателей
Основные технические характеристики АКПП Aisin 09G:
Количество передач | 6 |
Количество ступеней | 4 |
Максимальный крутящий момент | До 450 Нм (для 09M) |
Коробка передач 09G устанавливалась на многие популярные модели автомобилей концерна VAG 2000-х годов: Volkswagen Polo, Golf, Passat, Skoda Octavia, Fabia, Audi A3, Audi A4 и другие.
Принцип работы АКПП 09G
Рассмотрим подробнее устройство и принцип работы автоматической коробки передач 09G
от компании Aisin
.
Передача крутящего момента от двигателя на трансмиссию осуществляется через гидротрансформатор (ГТ). Он выполняет функции гидродинамической муфты, плавно преобразуя и передавая крутящий момент при разгоне автомобиля.
Далее крутящий момент поступает на входные валы планетарных рядов передач. За счет изменения связей между элементами планетарных механизмов обеспечивается плавное переключение 6 передач (4 ступени) передачи.
Переключение передач и фиксация элементов планетарных рядов осуществляется с помощью фрикционных муфт и тормозных лент, управляемых гидрораспределителем (гидроблоком).
Всей работой АКПП 09G
управляет электронный блок TCM
, обрабатывающий сигналы от многочисленных датчиков (положения педали газа, скорости вращения валов, температуры рабочей жидкости и др.).
Особенности эксплуатации АКПП Aisin 09G
Эксплуатация автоматической трансмиссии 09G имеет ряд особенностей, соблюдение которых значительно продлевает срок ее службы.
Очень важно правильно выбрать трансмиссионное масло для АКПП 09G. Рекомендуется использовать оригинальные масла от Aisin
(Toyota T-IV) или высококачественные аналоги (Mobil ATF 3309).
Производитель рекомендует менять масло в 09G каждые 60 000 км пробега вместе с фильтром. При интенсивной городской эксплуатации этот интервал можно сократить.
Очень важно не допускать перегрева трансмиссии выше +130°С. Для этого следует избегать пробуксовки на старте, трогания на 2-й передаче, интенсивных разгонов.
Необходимо периодически проверять наличие металлических частиц в масле - это может указывать на начинающиеся проблемы в АКПП.
Соблюдение этих нехитрых правил заметно продлевает ресурс автоматической коробки передач 09G
от Aisin
до капремонта.
Диагностика неисправностей АКПП 09G
При возникновении проблем в работе автоматической коробки передач 09G в первую очередь следует провести диагностику с целью определения возможной неисправности.
К типичным признакам неполадок АКПП относятся: толчки и рывки при переключении передач, замедленная реакция на нажатие педали газа, повышенный шум при движении, пробуксовка и проскальзывание.
Для более точной диагностики рекомендуется проанализировать коды ошибок, записанные в память электронного блока управления ТСМ. Расшифровка кодов позволит определить конкретный узел АКПП, вызвавший проблему.
Охлаждение АКПП 09G
От эффективности системы охлаждения
в значительной степени зависит ресурс автоматической коробки передач. Перегрев трансмиссии выше 130°С приводит к быстрому выходу ее из строя.
В АКПП 09G устанавливается пластинчатый теплообменник, охлаждаемый трансмиссионной жидкостью. Со временем он может забиваться продуктами износа деталей, что снижает эффективность его работы.
В таких случаях рекомендуется установка внешнего радиатора охлаждения
с магистральным масляным фильтром, значительно улучшающих теплоотвод от АКПП.
Адаптация АКПП после ремонта
После проведения ремонта автоматической коробки передач 09G обязательно нужно выполнить процедуру ее адаптации
(самообучения) на автомобиле.
С помощью специального диагностического сканера производится обнуление настроек ЭБУ ТСМ и программирование базовых параметров работы АКПП.
Затем выполняются тестовые поездки по специальному алгоритму для адаптации блока ТСМ к текущему техническому состоянию трансмиссии после ремонта
.
Правильно проведенная процедура адаптации значительно улучшает плавность переключения передач отремонтированной АКПП 09G.
Типичные поломки АКПП Aisin 09G
Наиболее часто встречающиеся неисправности автоматической коробки передач 09G от компании Aisin:
- Износ и задиры фрикционных накладок муфт и тормозных лент
- Заклинивание клапанов или поломка гидроблока
- Выход из строя электромагнитных клапанов (соленоидов)
- Поломка или износ планетарных рядов
При возникновении таких поломок требуется проведение капитального ремонта
АКПП 09G с заменой вышедших из строя деталей и узлов.
Рекомендации по ремонту АКПП 09G
При проведении ремонта автоматической коробки передач 09G рекомендуется:
- Использовать ремонтные комплекты прокладок и сальников
- Заменять изношенные узлы в сборе
- Выполнять обязательную промывку всех каналов гидроблока
Это позволит максимально качественно отремонтировать АКПП и продлить срок ее службы после ремонта.
Выбор запчастей для ремонта АКПП
При проведении ремонта автоматической коробки передач 09G важный момент - это выбор запасных частей.
Можно использовать как оригинальные запчасти от производителя, так и качественные аналоги (неоригиналы) от проверенных фирм.
Оригинальные детали обеспечивают максимальную надежность и ресурс, но имеют высокую стоимость. Аналоги обычно дешевле в 2-3 раза при сопоставимом качестве.
Наиболее важные узлы АКПП, которые рекомендуется менять в сборе при капитальном ремонте:
- Гидротрансформатор
- Фрикционные муфты и тормозные ленты (комплект)
- Планетарные ряды
- Гидроблок (в случае износа корпуса или клапанов)
Комплекты сальников и прокладок
Обязательной процедурой при капитальном ремонте АКПП 09G является замена всех сальников и прокладок.
Для удобства и во избежание ошибок используются специальные ремонтные комплекты (оверхолы), включающие все необходимые резинотехнические изделия:
- Прокладки корпуса, крышек, стаканов
- Уплотнительные кольца
- Сальники валов и манжеты
- Прочие резиновые детали
Качественные оверхолы для АКПП 09G производят компании ATOK, Precision, Transtecno.
Последовательность разборки АКПП
Перед началом разборки коробки передач 09G для ремонта необходимо:
- Слить трансмиссионную жидкость
- Демонтировать коробку с автомобиля
- Разметить и сделать фото расположения деталей
Далее выполняется поэтапная разборка узлов в следующем порядке:
- Крышки и прокладки
- Валы и шестерни
- Гидротрансформатор
- Фрикционные муфты и тормозные ленты
- Планетарные ряды
Промывка коробки передач
Обязательным этапом ремонта АКПП является тщательная промывка всех внутренних каналов и полостей от металлических частиц и отложений.
Для промывки используются специальные промывочные станции, позволяющие закачивать очищающую жидкость под давлением и прокачивать ее через все каналы гидроблока.
Правильно выполненная промывка значительно снижает вероятность быстрого повторного износа и выхода коробки из строя после ремонта.