Подшипник шариковый двухрядный: все о преимуществах и недостатках

Двухрядные шариковые подшипники широко используются в современном оборудовании благодаря ряду важных преимуществ. Давайте разберемся, в чем же они заключаются.

Конструкция и принцип работы

Двухрядный подшипник шариковый состоит из наружного и внутреннего колец, между которыми расположены два ряда шариков, разделенных сепаратором. В отличие от однорядного, в нем установлено большее количество шариков, что позволяет выдерживать повышенные радиальные нагрузки.

Двухрядная конструкция обеспечивает в 1,5-2 раза большую грузоподъемность по сравнению с однорядными аналогами при тех же габаритных размерах.

Принцип работы основан на качении шариков между внутренним и наружным кольцами. За счет этого достигается минимальное трение в подшипнике и плавность вращения.

Особенности различных исполнений

Различают открытые и закрытые двухрядные подшипники. У подшипников шариковых двухрядных закрытого типа устанавливаются специальные уплотнения, предохраняющие от попадания пыли и влаги. Они также могут быть залиты смазкой на весь период эксплуатации.

Открытые двухрядные подшипники более дешевые, но требуют периодической смазки и защиты от загрязнений. Их чаще применяют в условиях, исключающих попадание влаги и грязи.

  • Закрытые подшипники Дороже в изготовлении Требуют меньше обслуживания
  • Открытые подшипники Дешевле Требуют частой смазки и контроля чистоты

Области применения

Подшипники шариковые радиальные двухрядные используются в самых разнообразных областях: от бытовой техники до подшипников электродвигателей и сельхозмашин.

  1. Электродвигатели и генераторы
  2. Станки, прессы, дробилки
  3. Насосы и компрессоры
  4. Ветрогенераторы
  5. Редукторы
  6. Транспортное оборудование и подвижной состав

Двухрядные шариковые подшипники могут использоваться как опора вращающихся валов и осей, а также как упорные узлы - например в горизонтальных валах насосов. Благодаря повышенной грузоподъемности они способны воспринимать высокие радиальные нагрузки в сочетании с осевыми.

Тип подшипника Максимальная скорость, об/мин Радиальная нагрузка, кН
22220 ЦА 13 000 95,3
22232 СС 18 000 58
22248 СС 14 500 755

Таким образом, размеры двухрядных шариковых подшипников могут сильно различаться в зависимости от требуемых рабочих параметров. При выборе конкретной модели необходимо учитывать допустимые скорости, нагрузки и другие условия эксплуатации.

Эксплуатация и обслуживание

Чтобы обеспечить длительную и безаварийную работу двухрядных шариковых подшипников, необходимо соблюдать правила их монтажа, эксплуатации и своевременного обслуживания.

Монтаж подшипников

При монтаже важно соблюдать требования соосности и концентричности, исключающие перекосы:

  • Оси вала и корпуса должны быть параллельны друг другу
  • Не должно быть перекосов или наклонов более 0,02% от диаметра
  • Центровка отверстий и поверхностей с точностью ±0,01 мм

Также необходимо контролировать посадочные натяги при запрессовке, указанные производителем подшипника в сопроводительной документации.

Рекомендуемые смазочные материалы

Для смазывания шариковых подшипников обычно рекомендованы консистентные смазки на минеральной или синтетической основе. Ключевые характеристики:

  • Вязкость 100-1500 сСт
  • Температурный диапазон от -30 до +120 °C
  • Антиокислительные присадки и антикоррозионные свойства

Частота смазки зависит от условий работы, температурного режима и степени загрязнений. Для закрытых подшипников периодическая дополнительная смазка не требуется.

Критерии для замены подшипника

Признаки необходимости замены изношенного двухрядного шарикоподшипника:

  1. Повышенный шум или вибрация
  2. Рост температуры корпуса
  3. Утечка смазки
  4. Радиальный или осевой люфт

При появлении таких дефектов следует незамедлительно произвести замену подшипника во избежание поломки оборудования.

Комментарии