Подшипник шариковый двухрядный: все о преимуществах и недостатках
Двухрядные шариковые подшипники широко используются в современном оборудовании благодаря ряду важных преимуществ. Давайте разберемся, в чем же они заключаются.
Конструкция и принцип работы
Двухрядный подшипник шариковый состоит из наружного и внутреннего колец, между которыми расположены два ряда шариков, разделенных сепаратором. В отличие от однорядного, в нем установлено большее количество шариков, что позволяет выдерживать повышенные радиальные нагрузки.
Двухрядная конструкция обеспечивает в 1,5-2 раза большую грузоподъемность по сравнению с однорядными аналогами при тех же габаритных размерах.
Принцип работы основан на качении шариков между внутренним и наружным кольцами. За счет этого достигается минимальное трение в подшипнике и плавность вращения.
Особенности различных исполнений
Различают открытые и закрытые двухрядные подшипники. У подшипников шариковых двухрядных закрытого типа устанавливаются специальные уплотнения, предохраняющие от попадания пыли и влаги. Они также могут быть залиты смазкой на весь период эксплуатации.
Открытые двухрядные подшипники более дешевые, но требуют периодической смазки и защиты от загрязнений. Их чаще применяют в условиях, исключающих попадание влаги и грязи.
- Закрытые подшипники Дороже в изготовлении Требуют меньше обслуживания
- Открытые подшипники Дешевле Требуют частой смазки и контроля чистоты
Области применения
Подшипники шариковые радиальные двухрядные используются в самых разнообразных областях: от бытовой техники до подшипников электродвигателей и сельхозмашин.
- Электродвигатели и генераторы
- Станки, прессы, дробилки
- Насосы и компрессоры
- Ветрогенераторы
- Редукторы
- Транспортное оборудование и подвижной состав
Двухрядные шариковые подшипники могут использоваться как опора вращающихся валов и осей, а также как упорные узлы - например в горизонтальных валах насосов. Благодаря повышенной грузоподъемности они способны воспринимать высокие радиальные нагрузки в сочетании с осевыми.
Тип подшипника | Максимальная скорость, об/мин | Радиальная нагрузка, кН |
22220 ЦА | 13 000 | 95,3 |
22232 СС | 18 000 | 58 |
22248 СС | 14 500 | 755 |
Таким образом, размеры двухрядных шариковых подшипников могут сильно различаться в зависимости от требуемых рабочих параметров. При выборе конкретной модели необходимо учитывать допустимые скорости, нагрузки и другие условия эксплуатации.
Эксплуатация и обслуживание
Чтобы обеспечить длительную и безаварийную работу двухрядных шариковых подшипников, необходимо соблюдать правила их монтажа, эксплуатации и своевременного обслуживания.
Монтаж подшипников
При монтаже важно соблюдать требования соосности и концентричности, исключающие перекосы:
- Оси вала и корпуса должны быть параллельны друг другу
- Не должно быть перекосов или наклонов более 0,02% от диаметра
- Центровка отверстий и поверхностей с точностью ±0,01 мм
Также необходимо контролировать посадочные натяги при запрессовке, указанные производителем подшипника в сопроводительной документации.
Рекомендуемые смазочные материалы
Для смазывания шариковых подшипников обычно рекомендованы консистентные смазки на минеральной или синтетической основе. Ключевые характеристики:
- Вязкость 100-1500 сСт
- Температурный диапазон от -30 до +120 °C
- Антиокислительные присадки и антикоррозионные свойства
Частота смазки зависит от условий работы, температурного режима и степени загрязнений. Для закрытых подшипников периодическая дополнительная смазка не требуется.
Критерии для замены подшипника
Признаки необходимости замены изношенного двухрядного шарикоподшипника:
- Повышенный шум или вибрация
- Рост температуры корпуса
- Утечка смазки
- Радиальный или осевой люфт
При появлении таких дефектов следует незамедлительно произвести замену подшипника во избежание поломки оборудования.