ВАЗ-3 - надежный автомобиль для российских дорог
ВАЗ-2103 по праву считается одной из самых узнаваемых и любимых моделей АвтоВАЗа. Этот автомобиль и сегодня вызывает ностальгию, ведь многие из нас или наших близких когда-то ездили на этой машине. Давайте вспомним историю создания легендарной "тройки" и разберемся, почему эта модель была и остается одной из самых надежных для российских дорог.
Предпосылки создания ВАЗ-2103
История ВАЗ-2103 берет свое начало в середине 1960-х годов, когда Советский Союз заключил договор о сотрудничестве с итальянской компанией Fiat для создания Волжского автомобильного завода. Было решено, что на новом предприятии будут выпускаться две модели легковых автомобилей - "норма" и "люкс".
В качестве базовой модели "норма" был выбран Fiat 124, который впоследствии послужил прототипом для ВАЗ-2101. А вот с выбором "люксового" варианта возникли сложности. Итальянцы предложили модель Fiat 125, которая имела схожий дизайн, но отличалась по конструкции. Однако советская сторона настаивала на максимальной унификации двух моделей.
Поэтому на АвтоВАЗе решили сконцентрироваться на изменениях в оформлении салона и экстерьера.
Так родился проект совместной разработки "роскошного" варианта на базе ВАЗ-2101. Итальянские дизайнеры предложили свой вариант под названием Fiat 124S, но он не устроил советскую сторону из-за ряда недостатков.
Дизайн и стиль ВАЗ-2103
Разработка облика ВАЗ-2103 велась совместно специалистами из Италии и СССР. Дизайнеры Центра стиля Fiat выполнили эскизы, а инженеры АвтоВАЗа адаптировали их под советские технологии и условия эксплуатации.
В итоге получился автомобиль современного и динамичного дизайна, который заметно выделялся на фоне других отечественных моделей того времени. При этом ВАЗ-2103 имел много общего с "копейкой" - базовые кузовные элементы у двух машин были унифицированы примерно на 80%.
- Более клиновидная форма передка
- Заостренные линии крыльев
- Хромированные молдинги по бокам
Эти особенности экстерьера придавали "тройке" дополнительную динамику. А хромированные детали подчеркивали статус владельца этого престижного автомобиля.
Отличительной чертой ВАЗ-2103 стала и фирменная оптика с 4 круглыми фарами, что улучшало освещение дороги по сравнению с 2 фарами на "копейке".
Особенности производства ВАЗ-2103
Серийное производство ВАЗ-2103 началось в конце 1972 года. Изначально планировалось выпустить всего 500 автомобилей, но в итоге с конвейера сошло 1500 машин.
Однако не обошлось без сложностей. Из-за нехватки комплектующих из Италии, первые ВАЗ-2103В оснащались салоном от обычной "копейки". Такие машины получили прозвище "недо-тройка" и разошлись среди работников завода.
Большие проблемы возникли и с производством оптики. Советские технологии не позволяли качественно изготавливать пластиковые фары и фонари. Поэтому их поставляли из ГДР, Чехословакии и Италии.
Несмотря на все трудности, ВАЗ-2103 пользовался большим спросом у автолюбителей. За 12 лет было выпущено более 1,3 млн этих автомобилей.
Интерьер ВАЗ-2103
Отделка салона ВАЗ-2103 значительно отличалась от "копейки" и производила впечатление настоящей роскоши.
- Комбинированная обивка сидений
- Деревянные вставки на торпедо
- Подсветка дверей и порогов
- Часы и прикуриватель
Еще одним новшеством стала новая приборная панель со спидометром, тахометром и суточным счетчиком пробега. Трехспицевое рулевое колесо отличалось от "двуспицевого" на ВАЗ-2101.
ВАЗ-2103 сразу получил статус престижного автомобиля, уступавшего разве что "Волге".
Технические характеристики
ВАЗ-2103 комплектовался усовершенствованным 1,5 литровым двигателем ВАЗ-2103 мощностью 77 л.с. Благодаря шумоизоляции мотор работал очень тихо.
Автомобиль оснащался 4-ступенчатой МКПП, задний мост был снабжен автоматическим регулятором тормозных колодок.
Для ваз 3 использовались более широкие радиальные шины, улучшавшие плавность хода и управляемость. Также применялись литые диски с декоративными колпаками.
Экспортные модификации
ВАЗ-2103 экспортировался в десятки стран мира. Для рынков с правосторонним движением выпускалась модификация с рулем слева.
Также для зарубежных покупателей предлагались версии ВАЗ-2103 с другими двигателями:
- 1,2 л (64 л.с.)
- 1,3 л (69 л.с.)
На экспорт поставлялась АКПП ваз 3 производства компании General Motors.
ВАЗ-2103 в кино и спорте
Благодаря своему стилю и популярности ВАЗ-2103 часто появлялся в советских фильмах.
На "тройке" ездили герои картин "Ирония судьбы", "Москва слезам не верит", "Кавказская пленница" и многих других.
ВАЗ-2103 прославился и в автоспорте, заняв 6 место на ралли "Акрополис" в 1976 году.
Современное состояние
Сегодня ваз 3 остается одной из самых узнаваемых "классических" моделей АвтоВАЗа. Многие автолюбители реставрируют и поддерживают эти автомобили в рабочем состоянии.
Благодаря простой конструкции, запчасти для ваз 3 до сих пор несложно найти. А по совокупности параметров это и сейчас отличный выбор для российских дорог.
Интересные факты
Одно из самых узнаваемых фото ваз 3 - на фоне ажурной арки дома-корабля в Москве. Этот кадр часто используется как символ эпохи 1970-1980х годов.
Воспоминания владельцев
Многие из тех, кто в советское время владел ВАЗ-2103, и сегодня с теплотой вспоминают этот автомобиль.
«Я получил свою «тройку» в 1982 году. Это была первая новая машина в моей жизни. Конечно, по сегодняшним меркам она выглядела скромно, зато была очень надежной. Мы объездили с семьей на ней всю страну».
Даже несмотря на то, что машина была довольно медленной по современным меркам, владельцы ваз 3 отмечают ее уверенность на трассе:
«Я часто ездил из Москвы во Львов на своей «тройке». Она разгонялась максимум до 120 км/ч, но всегда доставляла меня к месту назначения, не подводя».
Советы по выбору подержанного ВАЗ-2103
Если вы решили приобрести классический ВАЗ-2103, вот несколько советов что проверить:
- Состояние кузова - нет ли сквозной коррозии
- Работу двигателя - нет ли посторонних шумов
- Ходовую часть - люфты в подвеске, износ тормозов
- Электрику - работу осветительных приборов и стеклоподъемников
Также имеет смысл оценить стоимость необходимых запчастей и ремонта. Хотя раритетные модели стоят дороже.
Советы по эксплуатации
Чтобы продлить жизнь классического автомобиля, стоит придерживаться нескольких правил:
- Регулярно менять масло в двигателе и КПП
- Следить за давлением в шинах
- Не перегружать - максимальная полная масса 1300 кг
- Аккуратно водить по плохим дорогам из-за мягкой подвески
Соблюдая эти несложные советы, вы сможете поддерживать свою ваз 3 в отличном состоянии еще много лет!