Разборка стартера для замены изношенных деталей: пошаговая инструкция
Вы когда-нибудь задумывались, что происходит под капотом вашего автомобиля, когда вы поворачиваете ключ зажигания? А именно - какие процессы запускаются в стартере, чтобы раскрутить маховик двигателя для его запуска? В этой статье мы не только подробно разберем, как устроен этот важнейший механизм, но и шаг за шагом рассмотрим, как самостоятельно его разобрать для ремонта или замены изношенных деталей.
1. Подготовка к разборке стартера
Прежде чем приступать непосредственно к разборке стартера, необходимо правильно подготовиться, чтобы процесс прошел максимально гладко и результативно. Давайте рассмотрим основные моменты.
Инструменты и материалы
Вам потребуются следующие инструменты и материалы:
- Набор гаечных ключей
- Отвертки (крестовая, шлицевая, торцевая)
- Молоток
- Съемник подшипников
- Плоскогубцы
- Наждачная бумага
- Уайт-спирит или бензин для очистки деталей
- Ветошь
- Компрессор для обдува узлов
- Мультиметр для замеров электрических цепей
- Набор щупов для замера зазоров
Подготовка рабочего места
Обеспечьте достаточно пространства и хорошее освещение. Лучше всего иметь стол или верстак со свободной поверхностью около 2 квадратных метров. Также приготовьте емкость для складирования мелких деталей по мере разборки стартера.
Меры предосторожности
- Надевайте защитные очки, чтобы избежать попадания грязи или мелких деталей в глаза.
- Используйте перчатки, чтобы не порезать руки острыми краями деталей.
- Будьте внимательны при работе с бензином или уайт-спиритом, это легковоспламеняющиеся жидкости.
- Не допускайте коротких замыканий при проверке электрических цепей стартера.
Устройство стартера
Разборка стартера будет более понятной, если вы изначально представляете его внутреннее устройство. Рассмотрим основные элементы на примере классической конструкции:
- Корпус
- Якорь с обмоткой возбуждения
- Щеточный узел
- Статор с обмоткой
- Втягивающее реле
- Редуктор (планетарная или цилиндрическая передача)
- Муфта свободного хода (бендикс)
- Приводной вал и шестерня
Ниже приведена схема с обозначением всех основных элементов:
Как видно, это довольно сложный электромеханический агрегат. Поэтому перед разборкой стартера ВАЗ или любой другой модели обязательно изучите подробные инструкции.
2. Снятие стартера с автомобиля
Прежде чем приступать к разборке и сборке стартера, его необходимо демонтировать с автомобиля. Это несложная, но ответственная операция. Рассмотрим ее пошагово.
Подъем автомобиля
Стартер находится в нижней части моторного отсека, поэтому вам может потребоваться поднять машину. Лучше использовать подъемник, но можно обойтись и подъемным домкратом. Главное соблюдать меры предосторожности при работе под автомобилем:
- Зафиксируйте колеса упорами на всякий случай.
- Опускайте подъемник или домкрат медленно и аккуратно, не допускайте рывков.
- Ложитесь под автомобиль, только если он надежно опирается на опоры. Используйте защитные очки и перчатки в любом случае.
Отсоединение электрических цепей
Для начала отключите клемму "минус" от аккумулятора, затем отсоедините провод от клеммы 50 стартера. Соблюдайте осторожность, не допускайте короткого замыкания при работе с электропроводкой автомобиля.
Отворачивание крепежа стартера
Далее при помощи гаечного или торцевого ключа открутите 2-4 болта или гайки, которыми стартер закреплен на двигателе. Будьте готовы удерживать стартер после ослабления последнего крепежа, чтобы он не упал.
3. Разборка стартера
Итак, стартер демонтирован и лежит перед вами на рабочем столе. Приступаем к разборке. В зависимости от модели алгоритм может немного отличаться, но основные этапы таковы:
- Снятие крышки стартера. Обычно крепится 2-4 винтами.
- Извлечение реле. Реле крепится 3 болтами, отворачиваем их и вынимаем реле из корпуса.
- Снятие якоря. Для этого необходимо сначала извлечь стопорные кольца при помощи отвертки или съемника.
- Разборка бендикса. Выдвигаем бендикс и отсоединяем от него приводные элементы и возвратные пружины.
- Демонтаж обмотки статора. Обычно крепится тремя винтами, откручиваем их и снимаем обмотку.
- Извлечение щеточного узла. Также отворачиваем крепежные винты и вынимаем держатель щеток из корпуса.
4. Проверка деталей на износ
После полной разборки стартера необходимо внимательно осмотреть все детали, чтобы определить степень их износа и выявить возможные дефекты или повреждения.
Визуальный осмотр
Сначала проводим визуальную проверку всех деталей. Обращаем внимание на следующее:
- Наличие трещин, сколов, вмятин на корпусных деталях
- Износ рабочих поверхностей подвижных деталей
- Пригорание и загрязнение контактных колец и щеток
- Повреждение изоляции обмоток якоря и статора
- Деформация пружин
Замер зазоров и люфтов
С помощью набора щупов замеряем зазоры в подшипниках якоря, бендикса, осевой люфт валов. Сравниваем с допустимыми значениями. Превышение нормы говорит об повышенном износе и необходимости замены детали.
5. Проверка обмоток и электрических цепей
Для полной диагностики стартера необходимо проверить исправность обмоток и контактных соединений при помощи мультиметра или контрольной лампы.
Проверка обмотки якоря
Сопротивление между контактами коллектора должно стремиться к нулю (цепь замкнута). Также проверяем отсутствие замыкания обмотки якоря на корпус.
Проверка обмотки статора
Замеряем сопротивление между выводами обмотки - оно должно соответствовать паспортному значению. Проверяем отсутствие замыкания на корпус. Также визуально оцениваем надежность крепления обмотки.
Проверка втягивающего реле
Подавая напряжение на клеммы реле, убеждаемся в правильности его срабатывания и удержания якоря во втянутом состоянии.
6. Замена изношенных деталей
По результатам диагностики принимаем решение о необходимости замены тех или иных узлов стартера. Рассмотрим основные критерии:
Замена щеток
При высоте щетки менее 4 мм или признаках сильного износа/оплавления - требуется замена. Стоимость от 50 до 500 руб.