"Ока" полноприводная: обзор характеристик легендарного автомобиля
Полноприводная Ока - мечта многих автолюбителей. Этот компактный и экономичный автомобиль при правильной доработке способен превратиться в настоящего внедорожника. Давайте разберемся, как сделать полноприводную Оку своими руками и что это даст в итоге.
История создания Оки
История легендарной Оки началась еще в 1971 году, когда на Волжском автозаводе был создан первый прототип микролитражного автомобиля ВАЗ-Э1101 под кодовым названием "Чебурашка". За ним последовали еще две серии прототипов - 2Э1101 и 3Э1101 "Ладога". Эти машины уже приближались по габаритам к будущей Оке, но оснащались более мощным 0,9-литровым двигателем.
Первый ходовой образец, за несуразную внешность получивший у заводчан название «Чебурашка», был построен в декабре 1971 года.
К 1982 году проект перешел под крыло Серпуховского мотоциклетного завода и вылился в создание микроавтомобиля СМЗ-1101. Однако массовое производство по-прежнему оставалось под вопросом.
Начало серийного производства
Только в 1988 году Ока наконец пошла в серию. Первые 300 машин были выпущены на ВАЗе в городе Тольятти. Параллельно опытная сборка велась и на КамАЗе в Татарстане под названием "Кама".
- 1988 - начало серийного производства Оки на ВАЗе и КамАЗе
- 300 - число первых серийных автомобилей
В дальнейшем Ока выпускалась на нескольких предприятиях:
- ВАЗ (Тольятти)
- СеАЗ (Серпухов)
- ЗМА (Гродно, Беларусь)
Всего за период с 1988 по 2008 год было произведено порядка 700 тысяч автомобилей Ока.
Попытки возрождения
Производство Оки прекратилось в 2008 году. Однако попытки его возобновления предпринимались не раз.
- 2013 год - заявление АвтоВАЗа о намерении возродить Оку
- 2023 год - инициатива Минпромторга по возобновлению выпуска Оки
Пока же легендарный автомобиль продолжает свою жизнь в виде многочисленных модификаций от энтузиастов тюнинга.
Конструкция и особенности Оки
Ока относится к особо малому классу автомобилей. Ее габариты компактны, а вес не превышает 650 кг в базовой комплектации. Колесная база составляет 2000 мм, а общая длина около 3200 мм.
Силовая установка представлена двухцилиндровым мотором ВАЗ-1111 объемом 0,7 литра и мощностью всего 27 лошадиных сил. Коробка передач - 4-ступенчатая механическая.
Подвеска простейшая, с продольными рычагами спереди и зависимой балкой сзади. Колеса малого размера - 135/80R12.
"Ока" полноприводная"
С точки зрения безопасности Ока не блещет - отсутствуют подушки безопасности, а кузов не обладает достаточной жесткостью. Однако "ока полноприводная"
после тюнинга ходовой части может стать куда более проходимой и надежной.
Основные преимущества Оки:
- Небольшие габариты и вес
- Простота и дешевизна в обслуживании
- Высокая маневренность
А вот основные недостатки:
- Маломощный двигатель
- Устаревшая конструкция и низкая безопасность
- Небольшой дорожный просвет
За годы выпуска Ока получила множество различных модификаций - как серийных, так и неофициальных от энтузиастов тюнинга. Рассмотрим основные из них.
Серийные модификации Оки
За время производства Ока получила несколько серийных модификаций от завода-изготовителя:
- ВАЗ-1111 - базовая модель с 0,7 л двигателем
- ВАЗ-11113 - форсированный 0,7 л двигатель мощностью 33 л.с.
- ВАЗ-2112 - model with 0,8 l 40 hp engine
- ВАЗ-2113 - model with heating and ventilation system
Также выпускалась модель ВАЗ-11115 с более комфортабельным салоном и усиленной подвеской.
Неофициальные модификации Оки
Немало интересных модификаций Оки создано энтузиастами тюнинга в единичных экземплярах:
- Установка более мощных двигателей от ВАЗ
- Замена трансмиссии и ходовой на полноприводную
- Усиление элементов подвески и рамы
- Увеличение дорожного просвета
Самые известные примеры таких проектов:
- "Окелла" с двумя моторами и полным приводом
- "Ока Турбо" с турбированным двигателем от ВАЗ-21126
- "Ока-внедорожник" с приводом на заднюю ось
Технические характеристики
Рассмотрим подробные технические характеристики базовой модели ВАЗ-1111:
Двигатель | 0,7 л (651 см3), V2 |
Мощность | 27 л.с. при 5500 об/мин |
Крутящий момент | 39 Нм при 3000 об/мин |
Трансмиссия | 4-ст. механическая |
Размеры (ДхШхВ) | 3270 x 1400 x 1500 мм |
Как видно, характеристики довольно скромные. Но их можно значительно улучшить тюнингом.
Краш-тесты Оки
"Ока" полноприводная". Несмотря на невысокую безопасность базовой Оки, "Ока" полноприводная"
после некоторого тюнинга может получить более приемлемые результаты краш-тестов за счет:
- Увеличения жесткости кузова и подвески
- Усиления зон деформации
- Установки каркаса безопасности
Таким образом, Ока обладает хорошим потенциалом для тюнинга и модернизации под нужды владельца.