Что заливают в радиатор автомобиля: возможные варианты

Неправильный выбор охлаждающей жидкости может привести к перегреву и серьезным поломкам двигателя. Эта тема важна для каждого автовладельца.

1. Что такое охлаждающая жидкость и зачем она нужна

Охлаждающая жидкость, также называемая антифризом или тосолом, предназначена для отвода избыточного тепла от деталей двигателя и поддержания оптимальной температуры его работы.

Основные функции охлаждающей жидкости:

  • Охлаждение двигателя
  • Предотвращение коррозии металлических частей
  • Смазка насосов системы охлаждения
  • Защита от замерзания жидкости зимой

Существует три основных типа систем охлаждения:

  1. Жидкостная
  2. Воздушная
  3. Комбинированная (жидкостно-воздушная)

В большинстве современных автомобилей используется жидкостная система охлаждения. Она включает следующие элементы:

Радиатор Охлаждает нагретую жидкость с помощью воздушного потока
Расширительный бачок Выравнивает давление при нагреве и охлаждении жидкости

Под действием насоса охлаждающая жидкость циркулирует по замкнутому контуру, проходя через все каналы и полости двигателя. При этом она отбирает тепло от металлических деталей и охлаждается в радиаторе. Благодаря этому двигатель поддерживается в оптимальном температурном режиме.

2. Основные виды охлаждающих жидкостей

Чаще всего в качестве охлаждающей жидкости для радиатора используется антифриз или тосол.

Антифриз представляет собой смесь воды с этиленгликолем и специальными присадками. Он обладает повышенной теплоемкостью, хорошо отводит тепло от деталей двигателя и предотвращает замерзание жидкости зимой. Кроме того, в его состав входят ингибиторы коррозии.

Антифриз рекомендуется использовать в тех автомобилях, где предусмотрена круглогодичная эксплуатация в широком диапазоне температур.

Тосол изначально производился в СССР для отечественных автомобилей ВАЗ и ГАЗ. Он представляет собой водный раствор этилового спирта с добавлением поверхностно-активных веществ. Защитные свойства тосола скромнее, чем у антифриза, зато он дешевле и менее вреден для окружающей среды.

Кроме антифриза и тосола, существует множество других производителей охлаждающих жидкостей, в том числе зарубежные марки GITEX, Clim Selenia, Mobil.

3. Как определить, что залито в радиатор

Определить тип охлаждающей жидкости в радиаторе можно несколькими способами:

  1. По документации на автомобиль
  2. Визуально по цвету
  3. Экспериментально

В документации к каждой модели автомобиля производитель указывает, какой именно тип ОЖ рекомендован к использованию. Это самый надежный способ определения.

Однако на практике автовладельцы часто отступают от рекомендаций и заливают то, что доступно или дешевле. Поэтому приходится определять уже залитый состав.

По цвету однозначно судить сложно. И антифриз, и тосол могут иметь синий или розовый оттенок в зависимости от производителя.

Более достоверный результат можно получить экспериментально. Для этого понадобится емкость с небольшим количеством жидкости из радиатора и образцы из разных материалов - металла и резины.

Нужно опустить образцы в жидкость и выдержать около получаса. Затем извлечь их и осмотреть. Если покрылись оба - скорее всего, это тосол. Если только металл - значит, антифриз.

4. Правила выбора и замены охлаждающей жидкости

Главным ориентиром при подборе охлаждающей жидкости являются рекомендации производителя конкретной марки автомобиля. К примеру, для иномарок чаще подходит антифриз, а для отечественных машин - тосол или низкозамерзающая жидкость.

Особое внимание стоит уделить климатическим условиям в вашем регионе. Для суровых зим важны повышенные антифризные свойства ОЖ, а в жарком климате бóльшую роль играет теплоемкость.

Периодичность замены также немаловажна. Для большинства легковых автомобилей рекомендуется менять ОЖ через каждые 2-3 года, примерно после 60-80 тыс. км пробега. При интенсивной эксплуатации срок может быть и меньше.

5. Пошаговая инструкция замены охлаждающей жидкости

Процесс замены ОЖ включает следующие основные этапы:

  1. Дождаться остывания двигателя до рабочей температуры
  2. Снять крышку расширительного бачка
  3. Подставить емкость под сливное отверстие в блоке двигателя
  4. Открыть сливной кран и слить отработанную жидкость
  5. Закрыть кран, залить то, что заливают в радиатор, непременно новую охлаждающую жидкость
  6. Запустить двигатель и долить жидкость по мере необходимости

Весь процесс занимает около часа. Главное - точно следовать инструкции и соблюдать технику безопасности.

6. Плюсы и минусы разных видов ОЖ

У каждого типа охлаждающей жидкости есть свои преимущества и недостатки.

Антифриз

  • Плюсы: высокая теплоемкость, надежная защита от коррозии и замерзания
  • Минусы: выше стоимость, токсичность

Тосол

  • Плюсы: низкая цена, экологичность
  • Минусы: хуже защищает от перегрева двигателя

7. Требования к качеству охлаждающей жидкости

Жидкость, заливаемая в радиатор, должна соответствовать ряду важных требований:

  • Стабильность химического состава
  • Высокая температура кипения
  • Низкая температура замерзания
  • Совместимость с материалами деталей системы охлаждения
  • Антикоррозионные свойства

К сожалению, далеко не все жидкости, представленные сегодня на рынке, отвечают этим требованиям. Поэтому стоит выбирать только проверенные бренды охлаждающих жидкостей.

8. Можно ли залить воду в радиатор

В экстренной ситуации, если под рукой нет нужной охлаждающей жидкости, некоторые автовладельцы задумываются: а можно ли просто залить в радиатор воду?

Ответ однозначный - нельзя. Даже чистая дистиллированная вода не подходит в качестве постоянной замены специализированным ОЖ.

Причины этого:

  • Вода не защищает от коррозии и перегрева двигателя
  • Зимой вода будет замерзать, что чревато повреждениями радиатора и блока цилиндров
  • Отсутствует смазывающее действие для насоса охлаждающей системы

Поэтому воду можно заливать лишь на короткое время, чтобы добраться до автомастерской. А затем обязательно заменить ее на штатную ОЖ.

Комментарии