Неисправность датчика включения заднего хода: причины и способы устранения
Неисправность датчика включения заднего хода - распространенная проблема, с которой сталкивается множество автовладельцев. Игнорировать ее нельзя, ведь отказ фонарей заднего хода чреват серьезными последствиями.
Конструкция и назначение датчика включения заднего хода
Датчик включения заднего хода - это устройство, которое реагирует на перевод рычага коробки передач в положение заднего хода. При срабатывании датчика подается напряжение на лампы освещения номерного знака и фонари заднего хода.
По конструкции различают два основных типа датчиков включения заднего хода:
- Герконовые - содержат геркон - специальный магниточувствительный контакт;
- Плунжерные - имеют подвижный шарик, который замыкает контакты при нажатии.
Датчик включения фонарей заднего хода выполняет важную функцию обеспечения безопасности движения. Он предупреждает других участников дорожного движения о том, что автомобиль начинает движение задним ходом. Это позволяет вовремя затормозить и избежать столкновения.
Признаки неисправности датчика заднего хода
О неполадках датчика включения заднего хода можно догадаться по следующим признакам:
- Не горят лампы освещения номерного знака и фонари заднего хода при включении передачи заднего хода;
- Перегорает предохранитель в монтажном блоке;
- Отсутствует освещение на некоторых приборах (например, на спидометре).
Игнорирование неисправности датчика заднего хода чревато опасными последствиями - столкновением с препятствием или другим автомобилем при движении задним ходом.
Вероятные причины отказа датчика включения заднего хода
Причин выхода датчика заднего хода из строя может быть несколько:
- Загрязнение или заедание подвижных частей датчика;
- Коррозия или механическое повреждение контактов;
- Нарушение соединения в колодке проводов датчика;
- Обрыв проводки питания фонарей и ламп освещения.
У герконовых датчиков часто выходит из строя геркон - чувствительный магнитоуправляемый контакт. У плунжерных моделей обычной причиной отказа является износ или заклинивание подвижных частей.
Наиболее уязвимым звеном датчика заднего хода являются его подвижные контакты и разъемы. Именно они чаще всего выходят из строя.
Также причиной может стать плохой контакт массы, обрыв цепи питания задних фонарей или короткое замыкание в самой проводке.
Где находится датчик включения заднего хода? Обычно он располагается на коробке передач и срабатывает при переводе рычага в положение заднего хода.
Диагностика неисправностей датчика заднего хода
Чтобы определить точную причину отказа датчика включения заднего хода, необходимо провести диагностику. Рассмотрим основные способы проверки датчика:
- Проверка надежности контакта в колодке проводов - несколько раз снимаем и надеваем разъем;
- Проверка мультиметром или тестером - измеряем сопротивление обмотки при различных положениях рычага КПП;
- Имитация срабатывания датчика путем замыкания выводов;
- Поиск места обрыва в цепи по схеме, измеряя напряжение на разных участках.
Способ проверки | Необходимые инструменты |
Проверка контакта в разъеме | - |
Мультиметр/тестер | Мультиметр или тестер |
Замыкание выводов | Провод-перемычка |
Поиск обрыва по схеме | Мультиметр, схема |
После точной диагностики можно приступать к замене или ремонту датчика включения заднего хода. Рассмотрим это подробнее в следующем разделе.
Самостоятельный ремонт и замена датчика включения заднего хода
После того как выявлена неисправность датчика включения заднего хода, можно приступать к его ремонту или замене. Для автомобилей ВАЗ процедура замены выглядит следующим образом:
- Заглушаем двигатель и включаем 1 передачу;
- Снимаем защиту картера и отсоединяем провод от клеммы аккумулятора;
- Откручиваем датчик ключом на 22 мм и вынимаем его из гнезда;
- Устанавливаем новый датчик включения заднего хода ВАЗ и закручиваем с моментом 20 Нм;
- Подключаем разъем датчика и проверяем его работу.
При установке нужно нанести на резьбу датчика немного герметика или смазки ЦИАТИМ-221. Это предохранит его от коррозии и продлит срок службы.
Рекомендации по выбору нового датчика заднего хода
При выборе датчика нужно учитывать:
- Совместимость с вашей моделью авто;
- Качество и надежность производителя;
- Наличие необходимых сертификатов.
Лучше отдать предпочтение проверенным брендам, которые специализируются на комплектующих для отечественных авто, например "Стартвольт". Избегайте дешевых подделок сомнительного качества.
Возможные ошибки при замене датчика
Часто встречающиеся ошибки при замене датчика включения заднего хода:
- Неправильный момент затяжки, что приводит к протечкам или, наоборот, поломке резьбы;
- Забыли нанести герметик на резьбовое соединение;
- Повредили проводку при монтаже/демонтаже.
Поэтому, чтобы избежать проблем, следуйте вышеизложенной инструкции и соблюдайте осторожность. Также рекомендуется менять датчик в чистом и хорошо освещенном месте.
Проверка исправности цепи датчика заднего хода
После замены датчика обязательно нужно проверить исправность цепи его подключения. Для этого выполнить следующее.
Проверка целостности проводки
Чтобы убедиться в исправности проводки датчика заднего хода, необходимо:
- Проверить наличие обрыва по схеме, измеряя напряжение на разных участках цепи;
- Убедиться в надежности контакта проводов с кузовом автомобиля;
- Осмотреть изоляцию на предмет повреждений.
При выявлении неисправностей проводку необходимо отремонтировать или заменить.
Диагностика после замены датчика
После завершения всех работ, включаем зажигание и передачу заднего хода, чтобы убедиться в исправности нового датчика и цепи его подключения. Фонари должны загораться в штатном режиме.
Профилактика поломок датчика заднего хода
Чтобы минимизировать риск выхода датчика заднего хода из строя можно придерживаться нескольких рекомендаций:
- Своевременно менять трансмиссионное масло в КПП;
- Не допускать ударов и сильных загрязнений в зоне расположения датчика;
- Регулярно проверять крепление разъема датчика, чистить контакты.