Даниил Хармс: тайны жизни и творчества эксцентричного писателя
Облик Хармса овеян легендами. Эксцентричный писатель в мятом пиджаке, рваных носках и несуразной шляпе появлялся на улицах Ленинграда, читал стихи у переходов, врывался на закрытые заседания литкружков. За клоунскими выходками скрывался тонкий лирик, мастер абсурдистского гротеска, создатель уникального художественного мира. Что привело его к такой странной судьбе? Как рождались необычные произведения? И почему их продолжают перечитывать спустя 80 лет? Обо всем этом - в нашей статье.
Детство и юность
Даниил Хармс родился в 1905 году в Санкт-Петербурге. Его настоящая фамилия - Ювачев . Отец был революционером-народовольцем, сосланным на Сахалин, мать происходила из дворянской семьи.
С 1915 по 1918 год Хармс учился в немецкой школе Святого Петра. Затем с 1922 по 1924 год - в трудовой школе, а с 1924 года - в Первом ленинградском электротехникуме, откуда был отчислен.
Псевдоним "Хармс" будущий писатель выбрал себе в 1921-1922 годах. По одной из версий, он произошел от немецкого harmlos - "безвредный". Всего Хармс использовал около 40 псевдонимов, в том числе Дандан, Карл Иванович Шустерлинг и другие.
Личная жизнь
Даниил Хармс был дважды женат. Первая супруга — Эстер Русакова, дочь бывшего политэмигранта, после развода с писателем в 1937 году вместе со своей семьей была арестована, осуждена на пять лет лагерей и вскоре скончалась в Магадане.
Вторая жена Хармса — Марина Малич, происходила из рода Голицыных, после смерти мужа была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Пятигорск, откуда была угнана немцами на принудительные работы в Германию. Ей удалось попасть во Францию, позже Марина эмигрировала в Венесуэлу. По ее воспоминаниям литературовед Владимир Глоцер написал книгу "Марина Дурново: Мой муж Даниил Хармс".
Начало литературной деятельности
Литературную деятельность Хармс начал в середине 1920-х годов. Он активно участвовал в работе различных поэтических объединений Ленинграда, выступал со своими произведениями на открытых площадках.
В 1924—1926 годах Хармс начинает участвовать в литературной жизни Ленинграда: выступает с чтением своих и чужих стихов в различных залах, вступает в «Орден заумников DSO», организованный Александром Туфановым.
В это время он увлекался идеями футуризма и заумной поэзии. В 1925 году познакомился с Александром Введенским, который оказал на него большое влияние. В 1926-1927 годах Хармс пытался объединить вокруг себя единомышленников, создав несколько литературных группировок. В результате в 1927 году появилось знаменитое объединение ОБЭРИУ, куда вошли Н. Заболоцкий, К. Вагинов, И. Бахтерев и другие.
Одним из ярчайших выступлений объединения стал вечер под названием "Три левых часа" , состоявшийся 24 января 1928 года. На нем обэриуты читали свои авангардные произведения, а также была поставлена пьеса Хармса "Елизавета Бам" . Это выступление вызвало неоднозначную реакцию критиков и рядовых зрителей.
Творчество 1920-х годов
В своих ранних произведениях 1920-х годов Хармс активно экспериментировал с формой. Ему были присущи абсурдистские мотивы, влияние идей футуризма и зауми.
Основу творчества Хармса в этот период составляют стихи и поэтические миниатюры. Наиболее яркое произведение пьеса "Елизавета Бам" , поставленная в 1928 году. Критики неоднозначно восприняли эпатажное поведение и творчество Хармса и других участников ОБЭРИУ.
С одной стороны, обэриутов обвиняли в декадентстве, отрыве от реальности, насмешках над советской действительностью. С другой - в их защиту выступали Максим Горький, Корней Чуковский, Самуил Маршак и другие.
По мнению некоторых исследователей, эпатаж и абсурд в произведениях обэриутов были своего рода художественным протестом, попыткой уйти от идеологического диктата в литературе того времени.
Личная жизнь
Личная жизнь Даниила Хармса была бурной и неординарной, как и его творчество. О его романтических увлечениях молодыми женщинами ходили легенды в литературных кругах Ленинграда.
В 1928-1932 годах Хармс был женат на Эстер Русаковой. Этот брак оказался недолгим. В 1934 году писатель женился во второй раз - на Марине Малич. Они прожили вместе до ареста Хармса в 1941 году.
Хармс дружил с писателями Александром Введенским, Леонидом Липавским, Яковом Друскиным и другими. Они регулярно встречались, обсуждали новые произведения, философские и литературные вопросы. Эти встречи получили название "чинари".
Составить представление об этих встречах можно по «Разговорам» Леонида Липавского, которые представляют собой запись бесед Д. Хармса, А. Введенского, Н. Олейникова, Я. Друскина, Т. Мейер, Л. Липавского середины 1930-х годов.
Переход к прозе
После возвращения из ссылки в 1932 году в творчестве Хармса происходят существенные изменения. ОБЭРИУ прекращает публичные выступления. В конце 1920-х годов постепенно начинается упадок объединения.
У самого Хармса наступает период переосмысления роли литературы и искусства. 1932-1933 годы отмечены глубоким мировоззренческим кризисом, повлиявшим на все дальнейшее творчество.
Ж.-Ф. Жаккар выделил в творчестве писателя два крупных периода, разделенных глубоким мировоззренческим кризисом 1932—1933 годов: первый период (1925 — начало 1930-х годов) — метафизическо-поэтический, второй (1933—1941 годы) — прозаический, выражающий несостоятельность метафизического проекта, распад образа мира и самого литературного языка.
В эти годы Хармс переходит от поэзии к прозе. Он создает цикл рассказов "Случаи" , повесть "Старуха" и множество других малых прозаических произведений. Постепенно абсурдистские мотивы в его творчестве сменяются реалистическими.
Кто такой Даниил Хармс?
Даниил Хармс - это псевдоним писателя, поэта и драматурга Даниила Ивановича Ювачева. Он более известен под своим литературным псевдонимом, который взял в начале 1920-х годов.
Кем был Хармс по своей сути? Эксцентричным авангардистом, эпатажным поэтом-абсурдистом, создателем своеобразного художественного мира, мастером литературного гротеска. Его творчество до сих пор вызывает множество вопросов и споров среди читателей и литературоведов.
Хармс как детский писатель
Несмотря на отсутствие интереса к детской литературе, Хармс был вынужден зарабатывать на жизнь, сочиняя рассказы и стихи для детей.
Это происходило по причине жесткой цензуры, не пропускавшей его "взрослые" произведения. Тем не менее, Хармс сумел создать ряд ярких, запоминающихся образов в детской литературе.
Его перу принадлежат такие известные детские рассказы и стихотворения, как "Что это было?" , "Врун" , "Иван Торопышкин" и многие другие. Они отличаются необычным языком, абсурдными сюжетами, и в то же время понятны и интересны детям.
Хармс и власть
Отношения Даниила Хармса с советской властью складывались очень непросто. В 1931 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорен к трем годам ссылки.
Позднее этот приговор был заменен на высылку в Курск. Но и после возвращения из ссылки Хармс продолжал находиться под пристальным вниманием властей.
23 августа 1941 года он был вновь арестован по доносу о "пораженческих настроениях". Хармс скончался в тюремной больнице блокадного Ленинграда 2 февраля 1942 года при невыясненных до конца обстоятельствах.
Посмертная судьба произведений
При жизни Хармса было опубликовано крайне мало его произведений, в основном предназначенных для детей. Его наследие стало доступным широкому кругу читателей только спустя десятилетия после смерти.
Заслуга в сохранении архива Хармса принадлежит его другу Якову Друскину. В 1960-1970-х годах в СССР публикуются лишь отдельные детские стихи писателя. Первое крупное зарубежное издание выходит в 1974 году в США.
В 1988 году в свет наконец выходит сборник "Полет в небеса" с "взрослыми" произведениями Хармса. В 1990-2000-х годах последовала череда переизданий и публикаций его наследия.
Влияние идей Хармса
Творчество Даниила Хармса и других обэриутов оказало большое влияние на развитие отечественной литературы в XX веке.
В 1970-х годах знакомство с их наследием вдохновило поэтов-авангардистов, объединившихся в ленинградскую группу "Хеленукты". Позднее поэтика ОБЭРИУ отразилась в творчестве Виктора Пелевина, ряда поэтов и музыкантов.
Многие исследователи прослеживают связь идей Хармса с эстетикой постмодернизма. Изучение его влияния на современную культуру только начинается.
Неординарная личность
Своим эпатажным поведением, эксцентричностью и чудачествами Хармс привлекал к себе немало внимания при жизни. Его часто можно было увидеть в странном прикиде на улицах Ленинграда.
Хармс был в бриджах, с толстой палкой. Они сидели вместе с женой, жена его была молодая и недурна собой. Еще не было тревог, но, хорошо зная о судьбе Амстердама, мы представляли себе все, что было бы возможно.
За внешней эксцентричностью скрывался человек тонкий, глубокий и проницательный. Хармс обладал поистине энциклопедическими знаниями, интересовался философией, историей, языкознанием. Он остро чувствовал и понимал окружающую его действительность.
Значение творчества Хармса
Несмотря на трагическую судьбу при жизни, творческое наследие Даниила Хармса не было предано забвению. Сегодня его рассказы, пьесы, стихотворения и поэмы входят в золотой фонд отечественной литературы XX века.
Уникальный авторский стиль Хармса, сочетающий реализм и абсурд, сюрреалистические образы с философской глубиной, по-прежнему привлекает читателей, вызывает острые дискуссии в литературоведческой среде.
Его творения - ярчайшее воплощение литературного авангарда 1920-1930-х годов. Хармс навсегда вошел в историю как один из самых неординарных и загадочных писателей своего времени.
Трагическая гибель
Обстоятельства гибели Даниила Хармса во время блокады Ленинграда до конца не выяснены. Известно, что он был арестован 23 августа 1941 года по обвинению в антисоветской агитации.
Для избежания расстрела Хармс, по некоторым данным, симулировал психическое расстройство. Его поместили в психиатрическую лечебницу при тюрьме "Кресты". Там 2 февраля 1942 года писатель и скончался во время блокады.
Существуют версии, что при должном внимании врачей и медикаментозном лечении Хармса можно было бы спасти. Однако в тех адских условиях шансов на спасение почти не оставалось.
Реабилитация памяти
Лишь в 1960 году, спустя почти 20 лет после гибели, Даниил Хармс был посмертно реабилитирован. Генпрокуратура СССР признала, что он был арестован и осужден необоснованно, без состава преступления.
Это позволило вернуть доброе имя Хармса из небытия, хотя в СССР еще долгие годы запрещали публиковать значительную часть его творческого наследия. Началась многолетняя борьба литературоведов и поклонников его таланта за возрождение памяти об этом неординарном художнике слова.
Невыдуманные истории
Многие произведения Хармса основаны на реальных событиях из его жизни или судьбах знакомых. Однако писатель виртуозно трансформировал эти сюжеты, придавая им абсурдное, фантасмагорическое звучание.
Так, например, рассказ "Случай на железной дороге" повествует о трагической гибели цыганки-гадалки из поезда, когда один знакомый Хармса сошутил над ней во время движения. Под пером автора невыдуманная история обрела мистический оттенок.
Многие исследователи отмечают эту особенность прозы Хармса - тесную связь между реальностью и авторским вымыслом, бытом и мистикой, повседневностью и абсурдом.
Актуальность творчества
Произведения Даниила Хармса не потеряли своей актуальности и по сей день. Его абсурдистские сюжеты, парадоксальный юмор, эксперименты со словом перекликаются с поэтикой современного искусства и литературы.
Имя Хармса по праву стоит в одном ряду с такими писателями-абсурдистами второй половины XX века, как Сэмюэл Беккет, Эжен Ионеско, Итало Кальвино.