Задвижки с обрезиненным клином: выбираем надежное решение

Задвижки с обрезиненным клином широко используются в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве. Они надежно перекрывают поток в трубопроводах, просты в монтаже и обслуживании. Как выбрать модель, оптимальную для конкретных условий эксплуатации? В этой статье мы подробно разберем особенности разных типов задвижек и дадим ценные рекомендации.

1. Назначение и принцип работы задвижек с обрезиненным клином

Задвижка с обрезиненным клином относится к запорной арматуре и используется для полного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах. Главные области применения:

  • Системы водоснабжения и водоотведения.
  • Тепловые сети.
  • Нефтепроводы и газопроводы.
  • Технологические трубопроводы на промышленных предприятиях.

Основные функции таких задвижек:

  1. Полная изоляция участка трубопровода для проведения ремонта или устранения аварии.
  2. Регулирование потока путем частичного перекрытия проходного сечения.
  3. Предотвращение обратного тока рабочей среды.
Задвижки с обрезиненным клином не могут использоваться для тонкой настройки расхода, их основное назначение - включение/отключение.

Устройство таких задвижек довольно простое. Корпус с размещенным внутри запорным клином со шпинделем и маховиком для ручного управления. При вращении маховика клин опускается вниз и перекрывает проходное сечение трубопровода. Герметичность обеспечивает слой резины, которым покрыт клин.

2. Основные конструктивные элементы

Рассмотрим более подробно устройство задвижки с обрезиненным клином и функции отдельных узлов.

Корпус и крышка

Корпус и крышка задвижек изготавливаются литьем из высокопрочного чугуна марки ВЧ40. Это обеспечивает высокую механическую прочность, стойкость к коррозии и перепадам давления. Внутри корпуса выполнены направляющие для перемещения затвора.

Обрезиненный клин

Сердцем задвижки является подвижный клин, изготовленный из стального сердечника с наружным резиновым покрытием. Благодаря этому достигается герметичное перекрытие потока в трубопроводе.

Шпиндель

Шпиндель приводит клин в движение при вращении маховика или редуктора. У задвижки с обрезиненным клином фланцевой шпиндель не выдвижной, а неподвижно закреплен в крышке с помощью сальников.

Также в конструкцию входят уплотнительные прокладки, фланцевое или муфтовое соединение для монтажа на трубопроводе. Для управления используют маховик, червячный редуктор или электропривод.

Материал корпуса и крышки Высокопрочный чугун ВЧ40
Материал шпинделя Нержавеющая сталь
Покрытие клина Резина на основе EPDM

Таким образом, задвижка чугунная с обрезиненным клином имеет довольно простую, но надежную конструкцию, рассчитанную на длительный срок службы в тяжелых условиях эксплуатации.

3. Классификация и маркировка

Существует несколько вариантов классификации задвижек с обрезиненным клином. Рассмотрим основные из них.

По типу привода

  • Ручные.
  • С редуктором.
  • С электроприводом.

Наиболее распространены задвижки с ручным управлением при помощи маховика. Редуктор или электропривод используются на трубопроводах большого диаметра или в автоматизированных системах.

По давлению и диаметру

По величине давления, на которое рассчитана задвижка, различают следующие типы:

  • Низкого давления — до 1,0 МПа.
  • Среднего давления — до 1,6 МПа.
  • Высокого давления — свыше 1,6 МПа.

Чем выше рабочее давление в трубопроводе, тем более прочной должна быть конструкция задвижки. Это обеспечивается утолщением стенок корпуса, применением более качественных материалов и резины.

По диаметру условного прохода (DN) различают задвижки малого (DN 50-100 мм), среднего (DN 125-250 мм) и большого (DN 300 мм и выше) диаметра. Это важный параметр при выборе оборудования для конкретного трубопровода.

По типу соединения с трубопроводом

  • Фланцевые.
  • Муфтовые.
  • Под приварку.

Для монтажа задвижки чугунной с обрезиненным клином обычно используют фланцевые соединения, реже — муфтовые или приварные. Крепление фланцами обеспечивает надежность и удобство демонтажа.

Маркировка задвижек

Маркировка позволяет однозначно идентифицировать изделие и получить основные данные о его характеристиках. Обычно на корпусе задвижки указывают:

  1. Товарный знак производителя.
  2. Условное обозначение типа задвижки.
  3. DN - диаметр номинального прохода, мм.
  4. PN – номинальное давление, МПа.
  5. Материал корпуса.

Например маркировка 30ч39р означает задвижку чугунную диаметром 300 мм с номинальным давлением 1,6 МПа. Грамотно расшифровав маркировку, можно подобрать нужный типоразмер задвижки с обрезиненным клином для конкретных условий эксплуатации.

4. Особенности монтажа

Установка и монтаж задвижек с обрезиненным клином должны выполняться с соблюдением определенных правил, чтобы обеспечить надежность и долговечность конструкции.

Выбор места установки

При определении места для монтажа задвижки необходимо учитывать следующие требования:

  • Обеспечение свободного доступа к задвижке для визуального осмотра, настройки и обслуживания.
  • Защита от механических повреждений и нагрузок на трубопровод.
  • Удобство управления маховиком или другим приводом.
  • Предотвращение скопления конденсата, если задвижка установлена на паропроводе.

Фланцевые соединения

Монтаж фланцев следует производить с использованием проектной документации для данного участка трубопровода. Необходимо обеспечить соосность фланцевых соединений, плотную затяжку болтов, установку правильно подобранных прокладок.

Комментарии