Задвижки с обрезиненным клином: выбираем надежное решение
Задвижки с обрезиненным клином широко используются в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве. Они надежно перекрывают поток в трубопроводах, просты в монтаже и обслуживании. Как выбрать модель, оптимальную для конкретных условий эксплуатации? В этой статье мы подробно разберем особенности разных типов задвижек и дадим ценные рекомендации.
1. Назначение и принцип работы задвижек с обрезиненным клином
Задвижка с обрезиненным клином относится к запорной арматуре и используется для полного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах. Главные области применения:
- Системы водоснабжения и водоотведения.
- Тепловые сети.
- Нефтепроводы и газопроводы.
- Технологические трубопроводы на промышленных предприятиях.
Основные функции таких задвижек:
- Полная изоляция участка трубопровода для проведения ремонта или устранения аварии.
- Регулирование потока путем частичного перекрытия проходного сечения.
- Предотвращение обратного тока рабочей среды.
Задвижки с обрезиненным клином не могут использоваться для тонкой настройки расхода, их основное назначение - включение/отключение.
Устройство таких задвижек довольно простое. Корпус с размещенным внутри запорным клином со шпинделем и маховиком для ручного управления. При вращении маховика клин опускается вниз и перекрывает проходное сечение трубопровода. Герметичность обеспечивает слой резины, которым покрыт клин.
2. Основные конструктивные элементы
Рассмотрим более подробно устройство задвижки с обрезиненным клином и функции отдельных узлов.
Корпус и крышка
Корпус и крышка задвижек изготавливаются литьем из высокопрочного чугуна марки ВЧ40. Это обеспечивает высокую механическую прочность, стойкость к коррозии и перепадам давления. Внутри корпуса выполнены направляющие для перемещения затвора.
Обрезиненный клин
Сердцем задвижки является подвижный клин, изготовленный из стального сердечника с наружным резиновым покрытием. Благодаря этому достигается герметичное перекрытие потока в трубопроводе.
Шпиндель
Шпиндель приводит клин в движение при вращении маховика или редуктора. У задвижки с обрезиненным клином фланцевой шпиндель не выдвижной, а неподвижно закреплен в крышке с помощью сальников.
Также в конструкцию входят уплотнительные прокладки, фланцевое или муфтовое соединение для монтажа на трубопроводе. Для управления используют маховик, червячный редуктор или электропривод.
Материал корпуса и крышки | Высокопрочный чугун ВЧ40 |
Материал шпинделя | Нержавеющая сталь |
Покрытие клина | Резина на основе EPDM |
Таким образом, задвижка чугунная с обрезиненным клином имеет довольно простую, но надежную конструкцию, рассчитанную на длительный срок службы в тяжелых условиях эксплуатации.
3. Классификация и маркировка
Существует несколько вариантов классификации задвижек с обрезиненным клином. Рассмотрим основные из них.
По типу привода
- Ручные.
- С редуктором.
- С электроприводом.
Наиболее распространены задвижки с ручным управлением при помощи маховика. Редуктор или электропривод используются на трубопроводах большого диаметра или в автоматизированных системах.
По давлению и диаметру
По величине давления, на которое рассчитана задвижка, различают следующие типы:
- Низкого давления — до 1,0 МПа.
- Среднего давления — до 1,6 МПа.
- Высокого давления — свыше 1,6 МПа.
Чем выше рабочее давление в трубопроводе, тем более прочной должна быть конструкция задвижки. Это обеспечивается утолщением стенок корпуса, применением более качественных материалов и резины.
По диаметру условного прохода (DN) различают задвижки малого (DN 50-100 мм), среднего (DN 125-250 мм) и большого (DN 300 мм и выше) диаметра. Это важный параметр при выборе оборудования для конкретного трубопровода.
По типу соединения с трубопроводом
- Фланцевые.
- Муфтовые.
- Под приварку.
Для монтажа задвижки чугунной с обрезиненным клином обычно используют фланцевые соединения, реже — муфтовые или приварные. Крепление фланцами обеспечивает надежность и удобство демонтажа.
Маркировка задвижек
Маркировка позволяет однозначно идентифицировать изделие и получить основные данные о его характеристиках. Обычно на корпусе задвижки указывают:
- Товарный знак производителя.
- Условное обозначение типа задвижки.
- DN - диаметр номинального прохода, мм.
- PN – номинальное давление, МПа.
- Материал корпуса.
Например маркировка 30ч39р означает задвижку чугунную диаметром 300 мм с номинальным давлением 1,6 МПа. Грамотно расшифровав маркировку, можно подобрать нужный типоразмер задвижки с обрезиненным клином для конкретных условий эксплуатации.
4. Особенности монтажа
Установка и монтаж задвижек с обрезиненным клином должны выполняться с соблюдением определенных правил, чтобы обеспечить надежность и долговечность конструкции.
Выбор места установки
При определении места для монтажа задвижки необходимо учитывать следующие требования:
- Обеспечение свободного доступа к задвижке для визуального осмотра, настройки и обслуживания.
- Защита от механических повреждений и нагрузок на трубопровод.
- Удобство управления маховиком или другим приводом.
- Предотвращение скопления конденсата, если задвижка установлена на паропроводе.
Фланцевые соединения
Монтаж фланцев следует производить с использованием проектной документации для данного участка трубопровода. Необходимо обеспечить соосность фланцевых соединений, плотную затяжку болтов, установку правильно подобранных прокладок.