Дискреционные полномочия - это что такое?
Дискреционные полномочия - неотъемлемая часть государственного управления. Но в то же время они таят в себе угрозу произвола и коррупции. Давайте разберемся, что же это такое.
Понятие и сущность дискреционных полномочий
Дискреционные полномочия - это предоставленное законом право государственных органов и должностных лиц действовать по собственному усмотрению при принятии управленческих решений в пределах их компетенции.
Они позволяют чиновникам учитывать особенности конкретной ситуации, детали и нюансы. Благодаря дискреционным полномочиям реализуется гибкость и индивидуальный подход в госуправлении.
Дискреционные полномочия принадлежат чиновникам высших и средних рангов государственной службы, а также главам муниципалитетов и местного самоуправления.
На практике дискреционные полномочия выражаются в том, что чиновник:
- выбирает из нескольких вариантов решения;
- сам определяет содержание решения;
- устанавливает очередность или сроки тех или иных действий;
- решает, применять или не применять к гражданину административные санкции.
Например, дискреционные полномочия суда проявляются в выборе меры наказания подсудимому или размере компенсации пострадавшему.
Правовое регулирование дискреционных полномочий
Хотя дискреционные полномочия и дают гибкость чиновникам, но в то же время они чреваты злоупотреблениями и коррупцией.
Поэтому закон устанавливает определенные рамки, в которых должны действовать госорганы и должностные лица при реализации своего права на усмотрение:
- Указывается конкретный субъект, которому предоставлено право на дискрецию;
- Определяются виды решений, которые он может или должен принять;
- Устанавливаются основания и границы усмотрения этого субъекта;
- Закрепляется обязанность мотивировать и обосновывать свои решения;
- Вводится административная и иные виды ответственности за превышение должностных полномочий.
Нормативный акт | Статья | Санкция |
Уголовный кодекс РФ | 286 | До 10 лет лишения свободы |
Так, например, Уголовный кодекс РФ предусматривает до 10 лет тюрьмы за явное превышение должностных полномочий (ст. 286).
Однако на практике правовое регулирование дискреционных полномочий в России размыто и носит во многом декларативный характер. Это порождает массу злоупотреблений и коррупции.
Проблемы широты дискреционных полномочий в России
Как уже было сказано, наличие у чиновниковчрезмерно широких дискреционных полномочий чревато коррупционными рисками и злоупотреблениями. К сожалению, в России масштаб этой проблемы поистине ужасает.
Так, согласно исследованию Всемирного банка, Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню административного произвола и коррупции госаппарата. Вот лишь некоторые примеры того, как злоупотребляют дискреционными полномочиями в нашей стране:
- Чиновники вымогают взятки за ускорение тех или иных бюрократических процедур;
- Полиция штрафует предпринимателей по надуманным поводам, а потом "отстегивает" за откат;
- Судьи выносят неправосудные решения в пользу тех, кто больше заплатит;
- Миграционная служба отказывает в гражданстве или виде на жительство тем, кто не дает взятки.
Дискреционные полномочия и «ручное управление» правоприменением
Одна из главных проблем российской политической системы заключается в ее чрезмерной централизации и вертикали власти. Практически любое значимое решение в стране формально или неформально исходит от дискреционных полномочий президента.
Такое положение вещей порождает феномен «ручного управления», когда первые лица государства дают устные распоряжения или указания чиновникам ожидая их неукоснительного исполнения.
Президент в России имеет широчайшие полномочия по непосредственному руководству всей «вертикалью власти», что не может не сказываться на политике правоприменения.
Коррупционные издержки неограниченной дискреции в России
Столь широкое распространение явления «телефонного права» ведет к тому, что на местах руководители и чиновники пытаются извлечь личную выгоду из своих дискреционных возможностей в обход или в ущерб закону.
К примеру:
- Судьи за взятки выносят заказные решения;
- Полицейские произвольно возбуждают или закрывают уголовные дела;
- Дискреционные полномочия субъектов правоприменения используются для давления на бизнес и политических оппонентов;
- ФНС произвольно начисляет налоги в пользу «своих» и т.д.
В результате вся система госуправления поражена коррупцией сверху донизу. И это уже вопрос национальной безопасности для России.
Размытые законодательные границы и неотвратимость наказания
Чтобы искоренить произвол и коррупцию, необходимо сделать две вещи:
- Четко определить границы дискреционных полномочий и основания для их применения в нормативных актах;
- Ужесточить ответственность за коррупцию и нарушение закона.
К примеру, если в законодательстве размыто определены процедуры получения лицензий или регистраций, то чиновники всегда найдут лазейку, чтобы отказать или затянуть по своему усмотрению.
Необходимо сузить поле для злоупотреблений дискрецией до минимума. Иначе коррупция в России будет процветать и дальше во вред национальной безопасности.
Нехватка общественного и парламентского контроля
Еще одной проблемой, усугубляющей положение с дискреционными полномочиями в России, является слабость общественного контроля и надзора.
В европейских странах активно работают правозащитные НКО, мониторящие злоупотребления властями и защищающие права граждан. В России же деятельность таких организаций серьезно затруднена.
Безнаказанность чиновников и правовой нигилизм
Еще одна немаловажная проблема - это фактическая безнаказанность представителей власти, превышающих или злоупотребляющих должностными полномочиями.
Система правоохраны крайне политизирована и покрывает высокопоставленных коррупционеров. В итоге у граждан складывается впечатление, что "воруют все", а наказания не избежать только рядовым взяточникам.
Необходимость введения процедур контроля за дискрецией
Для исправления ситуации одних репрессивных мер явно недостаточно. Нужны превентивные меры - четкие административные процедуры и гражданский контроль.
Например, коллегиальное принятие важных решений, публикация отчетов по итогам, общественные слушания и т.д. Это позволит снизить произвол и придать системе большую прозрачность.
Перспективы ограничения дискреционных полномочий в России
Подводя итоги, следует отметить, что проблема чрезмерных дискреционных полномочий чиновников в России стоит очень остро. Без кардинальных мер по ее решению говорить об искоренении коррупции не приходится.
Необходим комплексный подход - от реформы законодательства до введения новых механизмов общественного контроля. Иначе дискреционные полномочия будут по-прежнему инструментом произвола и коррупции.
Роль корпоративных интересов и лоббизма
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что зачастую дискреционные полномочия используются в интересах отдельных финансово-промышленных групп и лоббистских структур.
Яркий тому пример - печально известные "потемкинские деревни", когда власти закрывают глаза на грубые нарушения вредных производств, если их владельцы имеют нужные связи и ресурсы.
Риски концентрации власти для демократического транзита
Стоит констатировать, что чрезмерное сосредоточение дискреционных полномочий в руках узкого круга лиц чревато не только коррупцией, но и политическими рисками.
Это серьезно подрывает демократические институты, препятствует политической конкуренции и обновлению элит. В итоге общество лишается механизмов саморегуляции и развития.
Нехватка правовой культуры и юридической грамотности
Наконец, нельзя списывать со счетов и такой важный фактор как низкий уровень правовой культуры и юридической грамотности широких масс населения.
Граждане часто даже не подозревают о своих законных правах и возможностях противодействия произволу властей. А это лишь поощряет чиновников на новые злоупотребления.