Рекомендации в резюме: правила оформления, практические советы
Рекомендации в резюме - важный элемент привлечения внимания работодателя или отпугивания. Где грань между правдой и вымыслом в рекомендациях? Давайте разберемся.
1. Зачем нужны рекомендации в резюме
По словам опытного эксперта по подбору персонала, "рекомендации позволяют работодателю получить объективную оценку кандидатов".
Существует 3 основные причины, по которым работодатели запрашивают рекомендации:
- Проверка достоверности информации в резюме
- Оценка личных и профессиональных качеств соискателя
- Определение потенциала и возможностей кандидата
По данным исследования крупного рекрутингового агентства, рекомендации запрашиваются примерно у 19 % соискателей. Чаще всего это необходимо для таких профессий как воспитатели, медицинский персонал, охранники, бухгалтеры.
Рекомендации в резюме дают соискателю серьезные преимущества при рассмотрении кандидатуры. Ведь положительные отзывы с предыдущих мест работы - это подтверждение ваших профессиональных качеств и востребованности на рынке труда.
2. Как правильно указывать рекомендации
Информация о рекомендациях обычно размещается в специальном разделе резюме. Но есть и другие способы их предоставления:
- Указание контактов рекомендателей
- Приложение готовых рекомендательных писем
- Ссылки на отзывы о работе в социальных сетях или на личном сайте
- Фраза о готовности предоставить рекомендации по запросу
По мнению экспертов, достаточно предоставить всего 1-2 рекомендации, но чтобы они были обоснованными и положительными.
Для подтверждения квалификации оптимально получить рекомендацию от последнего работодателя.
Бывают случаи, когда соискателю оставляют следующий отзыв: "ваше резюме показалось нам очень интересным". И либо приглашают соискателя на собеседование, либо простят уточнить некоторые моменты.
Рекомендательные письма должны содержать реквизиты организации, ФИО и должность рекомендателя, дату. Разумный объем такого документа - не более 1 страницы А4. Иначе текст вряд ли будет прочитан полностью.
3. Кто может давать рекомендации
Рекомендации могут давать как руководители, так и коллеги, партнеры, клиенты. Однако статус рекомендателя имеет важное значение, так как существенно влияет на "весомость" отзыва.
Рекомендация от HR-специалиста будет более нейтральной и основанной на фактических показателях в работе. Руководитель может дать эмоциональную оценку ваших талантов и недостатков.
4. Правда и вымысел в рекомендациях
Существует распространенный миф о том, что соискатели часто сами пишут себе положительные рекомендации. Однако по данным опроса рекрутеров, подделки выявляются довольно редко. Риск разоблачения обмана все же есть. А последствия могут быть плачевными как для репутации кандидата, так и в правовом поле.
В то же время во многих случаях работодатели получают отрицательные комментарии о соискателе в устной форме, в ходе проверочных звонков. А вот письменных негативных рекомендаций намного меньше.
5. Проверка достоверности рекомендаций
Один из соискателей посоветовал следующий способ проверки качества рекомендаций. Можно попросить знакомых сделать контрольные звонки бывшему работодателю с разных номеров, чтобы оценить насколько объективно и позитивно они характеризуют ваш профессионализм и личные качества.
6. Причины отказа в рекомендациях
Иногда руководители отказываются давать положительные рекомендации даже хорошим сотрудникам. Чем вызвано такое поведение? Это может быть связано с нежеланием терять ценного работника или обидой на его уход.
В таких случаях имеет смысл лично встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию, не предъявляя улики. Достаточно упомянуть о наличии негативных отзывов в устной форме.
7. Численные показатели
Зачастую в рекомендательных письмах приводятся впечатляющие цифры и факты. Но насколько они правдивы? Ведь "приукрасить" действительность, чтобы выгодно представить кандидата, соблазн велик.
Поэтому стоит критически относиться как к слишком громким заявлениям в свою пользу, так и к чрезмерному преувеличению заслуг в рекомендациях для других.
Ошибки в резюме и в рекомендациях могут серьезно подорвать доверие к кандидату.
Эксперты советуют создать отдельный раздел в резюме - "Патенты и публикации ". Также имеет смысл указывать рекомендации только в том случаи, если они действительно актуальны для желаемой вакансии.
8. Использование в резюме
Продающее резюме подразумевает эффективное использование всех элементов, в том числе рекомендаций, для привлечения внимания работодателей.
Раздел "профобласть" в резюме - что это? Это возможность представить релевантный опыт и навыки под конкретную вакансию.
Раздел "тип работы" в резюме - это информация о форме занятости. Выбор типа зависит от целей и опыта.
9. Ошибки и недочеты
Среди требований к стилю написания резюме- избегать орфографических и стилистических ошибок. Это также касается текстов рекомендаций.
Размещая фотографии в резюме, стоит выбирать профессиональный и строгий образ.
10. Функциональный подход
Функциональное резюме акцентирует внимание на навыках и достижениях. Это позволяет эффективно использовать данные из рекомендаций.
11. Структура разделов
Что такое "наименование позиции" в резюме? В этом разделе рекомендуется указывать точное название вакансии, чтобы облегчить работу рекрутерам.
Что такое "опыт работы" в резюме? Это хронологический перечень мест работы с упоминанием занимаемых должностей, периода и обязанностей.
12. Дизайн и оформление
В шапке резюме на работу размещают основные контактные данные и целевую должность. Это первое, на что обращает внимание рекрутер.
13. Практические рекомендации
Для усиления эффекта от рекомендаций в резюме можно:
- Встроить цитаты из отзывов в описание своего опыта
- Ссылаться на численные результаты из рекомендательных писем
- Упоминать факт наличия рекомендаций в сопроводительных документах
- Размещать сканы или ссылки на отзывы на личном сайте
14. Возможные риски
Существуют и определенные риски при использовании рекомендаций:
- Недостоверность данных
- Устаревшая информация
- Несоответствие содержанию резюме
- Некорректные контакты
Поэтому важно периодически обновлять раздел с рекомендациями и следить за актуальностью информации.
15. Возможные проблемы
Бывают ситуации, когда получить положительную рекомендацию не удается. Например, из-за конфликта с руководством при увольнении.
В таком случае имеет смысл обратиться за рекомендациями к коллегам, партнерам, клиентам, которые могут объективно оценить ваши профессиональные качества.
16. Альтернативные источники
Помимо рекомендаций от работодателей, можно получить полезные отзывы от:
- Преподавателей
- Руководителей практики
- Коллег по проектной работе
- Партнеров и заказчиков
Такие рекомендации тоже будут ценны для HR-специалистов и позволят объективно оценить ваши профессиональные навыки.
17. Формы предоставления
Существует несколько форматов предоставления рекомендаций:
- Письменные отзывы
- Устные интервью по телефону
- Онлайн-рекомендации на LinkedIn
- Ссылки на отзывы клиентов о работе
Можно комбинировать разные виды для объективности и убедительности.
18. Особенности оформления
Письменная рекомендация должна содержать:
- ФИО, должность и контакты рекомендателя
- Подпись
- Дату
- Печать организации (при наличии)
Желательно указать конкретные факты и достижения, а не общие фразы.