Чем миссия компании отличается от ее цели и как сформулировать?

Большинство успешных компаний имеют четко сформулированную миссию. Однако зачастую она путается с целью компании. Давайте разберемся в этих понятиях и научимся правильно формулировать миссию и цели для бизнеса.

Определение миссии компании

Миссия компании - это ее глобальная цель, философия существования. Она отвечает на вопрос "Зачем мы существуем?".

Миссия определяет приоритеты развития компании и задает вектор всех бизнес-процессов.

Примеры миссий известных брендов:

  • IKEA - "Улучшать повседневную жизнь многих людей"
  • Coca-Cola - "Освежать мир, вдохновлять моменты оптимизма и единения"

Как видно из примеров, миссия очень общая и глобальная. Она не меняется годами. На основании миссии выстраивается стратегия компании, ее ценности и конкретные цели.

Цели компании

В отличие от миссии, цели компании всегда конкретные и измеримые. Цели - это задачи для достижения глобальной миссии. Пример SMART цели:

Увеличить продажи нового продукта на 30% к концу года

Существует много уровней целей в зависимости от периода:

  1. Стратегические (долгосрочные) - на 3-5 лет
  2. Тактические (среднесрочные) - на 1-2 года
  3. Оперативные (краткосрочные) - на месяц, квартал

В отличие от миссии, цели пересматриваются и корректируются в зависимости от ситуации на рынке.

Отличия миссии и целей

Давайте сравним миссию и цели компании по нескольким критериям:

Критерий Миссия Цели
Направленность Вовне, на клиентов и общество Внутрь компании
Конкретность Общая Конкретные и измеримые
Количество Одна на компанию Много разных целей

Например, для Google характерна миссия "организовать мировую информацию и сделать ее доступной и полезной". А конкретные цели могут быть такими:

  • Запустить новый поисковый алгоритм
  • Увеличить монетизацию рекламы на 15%
  • Провести ребрендинг YouTube
Миссия задает стратегический вектор, а цели - конкретные шаги для движения к нему.

Для достижения целей можно использовать разные методики. Например, метод "лягушки" подразумевает постановку маленькой ежедневной цели. А метод "слона" - декомпозицию глобальной цели.

4 шага для правильной постановки целей

Чтобы цели работали, важно правильно их формулировать. Вот 4 шага:

  1. Определить желаемый результат
  2. Установить срок для достижения цели
  3. Разбить глобальную цель на подцели
  4. Закрепить цель документально и донести до команды

Важно понимать, чем желание отличается от цели. Желание субъективно, а цель - измеримый результат. Цель должна быть в вашей зоне влияния.

Постановка правильных целей для стартапов

Для стартапов характерна высокая неопределенность. Поэтому им подходит гибкий подход к целеполаганию. Можно использовать методику OKR:

  • Цели (objectives) - желаемый качественный результат
  • Ключевые результаты (key results) - количественные показатели достижения целей

Такой подход позволяет гибко адаптировать цели под меняющиеся реалии стартапа. Главное их регулярно пересматривать с учетом новых данных.

Как сформулировать миссию компании

При формулировке важно понимать, чем миссия отличается от цели. Миссия должна быть максимально общей и ориентированной на пользу для мира. Вот основные шаги ее создания:

  1. Определить философию и ценности компании
  2. Понять потребности целевой аудитории
  3. Ответить на вопрос "Зачем мы существуем?"
  4. Составить набросок из 5-7 пунктов
  5. Сверить с реальным положением дел

Внедрение миссии и целей в компании

Чтобы миссия и цели работали, их нужно донести до команды и внедрить в бизнес-процессы:

  • Регулярно напоминать о миссии на совещаниях
  • Включить KPI по целям в систему мотивации
  • Адаптировать стратегию под миссию

Кейс компании Zappos

Яркий пример успешного внедрения миссии - Zappos. Миссия компании: "Доставлять счастье клиентам". Это воодушевляет всех сотрудников на выдающийся сервис.

Принципы формулировки миссии

Чтобы миссия работала, важно соблюдать несколько принципов при ее формулировке:

  1. Краткость. Миссия должна умещаться в одно простое предложение.
  2. Понятность. Формулировка миссии не должна содержать сложных терминов.
  3. Вдохновляющий характер. Миссия призвана воодушевлять сотрудников.
  4. Отражение уникальности. В формулировке должна быть отражена специфика именно вашего бизнеса.

Также важно регулярно напоминать команде о сути миссии, упоминать ее на совещаниях и внутренних мероприятиях.

Каскадирование целей для эффективного достижения

Для достижения стратегических целей их нужно каскадировать - декомпозировать на подцели для всех подразделений и сотрудников:

  1. Генеральный директор формулирует глобальные цели компании
  2. Топ-менеджеры ставят цели для своих направлений
  3. Руководители отделов - для отделов
  4. Рядовые сотрудники - личные профессиональные цели

Такой подход позволяет эффективно распределить усилия для достижения общего результата.

KPI и KRI для оценки достижения целей

Для оценки достижения целей используются KPI (ключевые показатели эффективности) и KRI (ключевые риск индикаторы):

  • KPI - количественные метрики для оценки достижения цели
  • KRI - метрики, которые сигнализируют о рисках не достичь цель

Например, для цели "Увеличить выручку на 30%" KPI может быть "Темп роста выручки в % к прошлому году". А KRI - "Доля уволившихся менеджеров по продажам".

Анализ эффективности миссии

Чтобы понять, насколько хорошо миссия работает на практике, можно использовать такие критерии:

  • Насколько сотрудники ее помнят и понимают
  • Влияет ли она на внутренние коммуникации и принятие решений
  • Помогает ли привлекать и мотивировать нужных специалистов

Если по всем этим критериям оценки невысокие, значит нужно усилить работу по внедрению миссии внутрь компании.

Комментарии