Реакция якоря машины постоянного тока: анализ и расчет

Реакция якоря оказывает существенное влияние на рабочие характеристики машин постоянного тока. В данной статье рассмотрим сущность этого явления, его негативные последствия и способы минимизации.

Сущность реакции якоря

Реакцией якоря называют влияние магнитного поля, создаваемого током якоря Ия, на основное магнитное поле машины. При холостом ходе поле создается только обмоткой возбуждения. В этом случае оно симметрично относительно оси полюсов.

При работе с нагрузкой по обмотке якоря протекает ток Ия, который создает собственное поперечное магнитное поле. Это поле накладывается на основное поле машины, в результате суммарный магнитный поток смещается на некоторый угол α относительно оси полюсов.

Реакция якоря приводит к тому, что физическая нейтраль смещается относительно геометрической нейтрали на угол α. Это оказывает негативное действие на работу машины.

Негативные последствия реакции якоря

К основным отрицательным эффектам от реакции якоря относят:

  • Смещение физической нейтрали на угол α относительно геометрической
  • Уменьшение результирующей ЭДС машины из-за уменьшения магнитного потока
  • Неравномерное распределение магнитной индукции в воздушном зазоре под полюсами
  • Возникновение кругового огня на коллекторе

Реакция якоря постоянного тока приводит к появлению поперечного магнитного потока, который уменьшает результирующий полезный поток машины. Это снижает ЭДС и может вызвать насыщение магнитной цепи под краями полюсов.

Влияние реакции якоря на генератор постоянного тока

Рассмотрим более подробно эффекты реакции якоря в генераторе постоянного тока:

  1. Результирующий магнитный поток смещается по направлению вращения якоря
  2. Снижается выходное напряжение генератора из-за уменьшения полезного потока
  3. Ухудшаются условия коммутации в месте установки щеток

Для генераторов рекомендуется выбирать режим с повышенным магнитным потоком возбуждения. Это позволит частично скомпенсировать влияние реакции якоря и сохранить требуемую величину ЭДС на выходе.

Параметр Обозначение Единицы измерения
Магнитный поток возбуждения Фв Вб
Магнитный поток якоря Фя Вб
Результирующий магнитный поток Фрез Вб

где Вб - вебер.

Влияние реакции якоря на двигатель постоянного тока

Реакция якоря машины постоянного тока оказывает негативное влияние и на рабочие показатели двигателя:

  • Уменьшается вращающий момент из-за уменьшения результирующего магнитного потока
  • Снижается КПД двигателя по той же причине
  • Повышается вероятность искрения на коллекторе

Для двигателя рекомендуется выбирать режим с повышенным током якоря. Это позволит частично скомпенсировать падение вращающего момента из-за действия поперечной реакции якоря.

Способы уменьшения реакции якоря

Существует несколько эффективных методов для уменьшения негативного влияния реакции якоря на работу машин постоянного тока:

  1. Применение дополнительных полюсов с обмоткой, включенной последовательно с якорем
  2. Использование компенсационных обмоток в пазах главных полюсов
  3. Увеличение воздушного зазора под краями полюсных наконечников
  4. Оптимальный выбор места установки щеток
  5. Работа машины в режиме искусственной коммутации

Данные методы позволяют значительно ослабить поперечную реакция якоря синхронного генератора и улучшить характеристики машин постоянного тока.

Экспериментальное определение параметров реакции якоря

Для практического определения параметров реакции якоря проводят специальные лабораторные испытания машин постоянного тока.

Используется лабораторный стенд, включающий в себя исследуемый генератор/двигатель постоянного тока, регулируемый источник питания, электронные измерительные приборы (вольтметр, амперметр), датчики магнитного потока и вращающий момент.

В ходе испытаний машина последовательно выводится на различные режимы работы: холостой ход, 25%, 50%, 75% и 100% номинальной нагрузки. На каждом режиме замеряются:

  • Ток якоря Ия
  • ЭДС холостого хода E0
  • ЭДС под нагрузкой E
  • Магнитный поток Фв обмотки возбуждения
  • Результирующий магнитный поток Фрез
  • Угол сдвига физической нейтрали α

Полученные данные заносятся в таблицу и обрабатываются для расчета основных показателей реакции якоря.

Аналитический расчет реакции якоря

Кроме экспериментального метода используется аналитический расчет параметров реакции якоря.

Рассмотрим упрощенную математическую модель, включающую:

  • Магнитный поток полюса Фп=f(Ив)
  • Магнитный поток якоря Фя=f(Ия)
  • Результирующий магнитный поток Фрез
  • Зависимости этих потоков от конструкции машины и режима работы

На основании модели проводится анализ взаимного влияния магнитных полей и выводятся расчетные формулы для определения угла сдвига физической нейтрали:

α = f(Ия, Ив, g, w, μ)

Где:

  • Ия – ток якоря
  • Ив – ток возбуждения
  • g – воздушный зазор
  • w – число витков обмотки якоря
  • μ - магнитная проницаемость стали

Данная формула позволяет рассчитать параметры реакции якоря в зависимости от режима работы машины и ее конструктивных особенностей.

Компенсация реакции якоря

Для устранения негативного влияния реакции якоря используют специальные методы компенсации:

  1. Применение компенсационных обмоток с регулируемым числом витков
  2. Использование активной компенсации с обратной связью по результирующему магнитному потоку
  3. Подмагничивание постоянными магнитами или дополнительной катушкой

Автоматическая система компенсации позволяет полностью устранить смещение физической нейтрали на любых режимах работы машины.

Выбор оптимального режима с учетом реакции якоря

При выборе режима работы машины постоянного тока необходимо учитывать влияние реакции якоря. Определяющими факторами являются:

  • Требуемые электрические и механические характеристики
  • Допустимый нагрев обмоток
  • Технологические ограничения

Расчет оптимального режима ведется на основании конструктивных параметров машины, характеристик приводного двигателя или нагрузки. Результатом являются рекомендуемые значения токов и напряжений.

Адаптивные системы управления позволяют автоматически корректировать режим работы по данным датчиков обратной связи для компенсации реакции якоря.

Комментарии