Про зазор свечей зажигания и не только
Автомобильные свечи – это важная деталь автомобиля, обеспечивающая поджиг определенного количества топлива, сжатого поршнем. Под воздействием микровзрыва поршень движется, обеспечивая движение коленвала. Свечи зажигания используются только в бензиновых двигателях, т.к. здесь нужно поджигать топливо из-за давления поршня в 10-12 атмосфер. В поршнях дизельных двигателей давление достигает 15-25 атмосфер, и воспламенение получается за счет силы сжатия.
Свеча зажигания работает в весьма экстремальных условиях – в камере сгорания температура может колебаться от 70 до 2500 С, электрическое напряжение достигает 35-40 кВт, давление доходит до 55 атм. И цикл этих воздействий на свечу достигает 50 раз в секунду. Поэтому свечи считаются сменными элементами и в зависимости от типа мотора подлежат замене через приблизительно 30 тыс. км, а для усиленных двигателей – через 15-20 тыс. км.
Свеча зажигания в обобщенном виде состоит из корпуса, резистора, центрального и бокового электродов, расстояние между которыми определяется как зазор свечей зажигания. Некоторые модели имеют несколько боковых электродов, а более дорогие варианты не имеют их вообще. Вместо них в свече присутствуют дополнительные электроды на изоляторе. В тяжелых эксплуатационных условиях электроды постепенно выгорают, и зазор свечей зажигания увеличивается, что приводит к некорректной работе двигателя. Для того чтобы этот момент наступил как можно позднее, важно правильно подобрать свечи зажигания.
При выборе свечей зажигания для своего автомобиля следует руководствоваться данными, указанными в паспорте к машине, или пользоваться свечами, которые подходят на замену. Не возбраняется подбирать эти детали в зависимости от стиля езды. Если водитель неторопливо ездит с частыми остановками, то подойдет более «горячая» свеча, а если предпочитает более спортивный стиль езды – то более «холодная». «Горячесть» свечи определяется калильным числом - чем оно больше, тем холоднее свеча, т.к. большое калильное число предполагает низкую температуру в тепловом конусе изолятора.
Без хорошей работы автомобильных свечей невозможна хорошая работа двигателя. Поэтому если в его работе наблюдаются перебои или машина не заводится – имеет смысл обратить внимание в первую очередь именно на свечи.
Визуально можно определить, насколько подходит свеча для двигателя или типа езды. Если на изоляторе и электродах присутствует маслянистый нагар черного цвета, то свеча «холодна» для этого двигателя, если нагар черный, но сухой – свеча работает нормально на чрезмерно богатых смесях. В случае выгоревших электродов или капель алюминия можно говорить о том, что присутствует калильное зажигание – смесь воспламеняется не от искры, а от разогретых поверхностей.
Проверка свечей зажигания может производиться:
- посредством проверки «на искру» (с помощью пьезоэлектрического пистолета, стенда с барокамерой или диагностического тестера);
- посредством проверки электроцепей;
- с помощью визуального осмотра.
Визуальный осмотр проводят после очистки свечей от нагара. Для этого деталь замачивают в растворителе, промывают, просушивают, после чего осматривают тепловой корпус на предмет наличия трещин и сколов и зазор свечей зажигания для оценки его корректного размера. Такая характеристика как зазор свечей зажигания устанавливается для свечи на заводе и не подлежит дальнейшему изменению.
Измерение зазора производится с помощью круглого щупа, и при выявлении его чрезмерного увеличения можно попробовать вернуть его к требуемым параметрам путем постукивания по боковому электроду, без малейшего прикосновения к центральному электроду. Если же отрегулировать зазор не удалось, то необходимо сразу же заменить свечу на новую во избежание более серьезных поломок автомобиля.