Бизнес и оптимизация производства
В любом виде производства нужно стремиться к уменьшению затрат на изготовление продукта или оказание услуги. Этот подход одинаково важен и для крупных компаний, и для малых предприятий. Оптимизация производства очень часто бывает мерой вынужденной. Товарный рынок в современных условиях отличается жесткой конкуренцией. Борьба за клиента ведется самыми разными способами. Если посмотреть на ситуацию отвлеченно, то станет ясно, что каждое предприятие стремится изготовить свой продукт с минимальными издержками, а продать его по максимально возможной цене. Это общее правило, можно даже сказать, основной закон ведения бизнеса.
В условиях глобальных изменений мировой экономики каждый здравомыслящий человек видит, что предприятия по производству товаров эффективно работают в южных широтах, точнее выражаясь, в Китае. Например, для того чтобы производить автомобили, требуются соответствующие помещения с отоплением и вентиляцией. В России без отопления обойтись невозможно. И всякая оптимизация производства начинается с мероприятий по экономии тепловой энергии. Очевидно, что затраты на горючее, будь то уголь, газа или дрова, составляют значительную долю издержек. Наблюдательные аналитики давно заметили и другой момент.
В странах Юго-Восточной Азии климат, скажем так, жаркий. И отапливать заводские корпуса нет никакой необходимости. Инвесторы и предприниматели хорошо осознают и оценивают этот факт. Если построить завод в Сибири, то придется тратить много средств на топливо. В то же время, при всех прочих равных условиях, таких затрат при размещении предприятия во Вьетнаме или в Китае не требуется. Таким образом, оптимизация производства начинается уже на этапе выбора региона, в котором будет построен завод. С учетом только одного этого параметра можно сразу же сделать вывод о том, где производство будет более выгодным.
В этой связи надо сказать, что оптимизация производства - это проведение определенных мероприятий, которые направлены на повышение эффективности и получения дополнительной прибыли. Каждое мероприятие разрабатывается с целью усовершенствования конкретного производственного фактора. К примеру, основное и вспомогательное оборудование постоянно модернизируется. На рынке появляются новые, более экономичные и производительные станки. так, например, в мебельном производстве можно наблюдать процесс того, как один универсальный станок заменяет четыре простые операционные станка.
Другими словами, вместо четырех единиц оборудования можно использовать одну. Следующий производственный фактор – это квалифицированные специалисты. Как показывает практика, очень часто оптимизация производства начинается с того, что производится сокращение штатов. В этом деле главное - проводить сокращение без ущерба предприятию. Случается так, что сокращают ведущих специалистов, а оставшиеся сотрудники просто не могут справиться с возложенными на них функциями. Но если ориентироваться на вышеприведенный пример с универсальным станком, то сокращение трех работников будет вполне оправданным.
Еще один производственный фактор, который влияет на рентабельность предприятия – это расходные материалы и комплектующие элементы. Бизнес и производство всегда требуют снижения затрат на приобретение материалов. Самый эффективный способ – это приобретать их непосредственно у производителя, минуя все промежуточные звенья. Разумеется, применять расходные материалы нужно только высокого качества. В противном случае рынок отрицательно отреагирует на продукцию, которая не соответствует требованиям потребителя. Таким образом, оптимизируя все факторы производства, можно добиться устойчивого положения в своем секторе рынка.