Протяжка головки блока цилиндров своими руками

Знание особенностей протяжки головки блока цилиндров поможет сэкономить немалые средства при ремонте двигателя. Давайте разберемся, какие инструменты потребуются, как подготовиться и в какой последовательности выполнять эту ответственную операцию.

Что представляет собой головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров (ГБЦ) — это верхняя часть двигателя, закрывающая цилиндры как крышка. В ней располагаются клапаны, свечи зажигания, форсунки, масляные и охлаждающие каналы. От надежности крепления ГБЦ зависит герметичность камеры сгорания.

ГБЦ изготавливается из алюминиевого сплава или чугуна, крепится к блоку цилиндров болтами или шпильками. Несмотря на кажущуюся массивность, головка довольно хрупкая деталь.

Подбор инструментов и материалов

Протяжка головки блока цилиндров требует специальных инструментов для обеспечения нужного момента затяжки болтов.

  • Динамометрический ключ позволяет контролировать усилие затяжки. Бывают механические, электронные, щелчковые.
  • Удлинители насадки увеличивают плечо для облегчения приложения большего усилия.
  • Ключи подходящего размера для данного типа болтов.
  • Новые болты и маслостойкая прокладка.

Правильный выбор инструментов — залог успешной протяжки головки блока цилиндров.

Подготовка к протяжке

Перед началом работ необходимо:

  1. Демонтировать старую головку блока цилиндров.
  2. Очистить от загрязнений прилегающие поверхности блока цилиндров и самой головки.
  3. Проверить состояние резьбы в крепежных отверстиях, при необходимости прочистить или прогнать.
  4. Подобрать новый комплект болтов и маслостойкую прокладку согласно рекомендациям для данного типа двигателя.

От качества подготовки будет зависеть герметичность и долговечность узла после протяжки головки блока цилиндров.

Порядок протяжки головки блока цилиндров

Протяжка головки блока цилиндров двигателя начинается с нанесения тонкого слоя моторного масла на резьбу болтов для облегчения затяжки и предотвращения прихватывания резьбы.

Далее соблюдается определенная последовательность затяжки болтов, обычно указываемая в сервисной документации к автомобилю:

  1. Предварительная равномерная затяжка болтов «от руки».
  2. Первый этап затяжки в 2-3 приема с наращиванием усилия.
  3. Второй этап — окончательная затяжка болтов на требуемый момент или с доворотом на определенный угол.

Строгое соблюдение регламентированной последовательности, количества этапов и величин моментов затяжки гарантирует правильную протяжку головки блока цилиндров.

Контроль момента затяжки

Момент затяжки болтов головки блока цилиндров имеет большое значение. Недостаточная затяжка приведет к нарушению герметичности, чрезмерная — к растрескиванию и деформации деталей.

Контроль момента при протяжке головки блока цилиндров осуществляется с помощью динамометрического ключа, позволяющего установить требуемое значение и не допустить отклонений.

Особенности протяжки на двигателях ВАЗ

На автомобилях ВАЗ протяжка головки блока цилиндров имеет свою специфику в зависимости от модели двигателя. Например, на ВАЗ-2112 с 16-клапанным мотором затяжка осуществляется в 3 этапа, а на двигателе ВАЗ-2108 в 4 этапа.

После окончания протяжки головки блока цилиндров рекомендуется выполнить контроль качества сборки:

  • Проверить отсутствие коробления головки относительно блока цилиндров.
  • Убедиться в отсутствии течи охлаждающей жидкости в соединении головки и блока.
  • Проверить компрессию в цилиндрах.

Типичные ошибки при протяжке

Часто встречающиеся ошибки при протяжке головки блока цилиндров:

  1. Применение неподходящих либо поврежденных болтов.
  2. Нарушение регламентированной последовательности затяжки.
  3. Несоблюдение величин моментов на этапах или общего усилия.

Результатом ошибок становятся трещины в головке блока, нарушение герметичности, падение мощности и перегрев двигателя.

Профилактика и обслуживание ГБЦ

Для обеспечения работоспособности головки блока цилиндров требуется:

  • Периодическая подтяжка крепежных болтов.
  • Своевременная замена изношенной прокладки.
  • Контроль отсутствия течи в стыках и внешних повреждений.

Соблюдение всех правил протяжки головки блока цилиндров и последующего обслуживания позволит избежать дорогостоящего ремонта двигателя.

Выбор момента затяжки головки блока цилиндров

Выбор правильного момента затяжки головки блока цилиндров имеет принципиальное значение. Слишком слабая затяжка приведет к нарушению герметичности и быстрому выходу двигателя из строя. Чрезмерный момент может деформировать или растрескать головку.

Конкретные значения моментов затяжки указываются автопроизводителем в технической документации на двигатель. Обычно применяется многоступенчатая схема затяжки с нарастающими моментами.

Последовательность затяжки головки блока цилиндров

Помимо величины моментов, производитель двигателя регламентирует определенную последовательность затяжки крепежа головки блока цилиндров. Это необходимо для обеспечения равномерного прилегания всей поверхности головки.

Типовая схема последовательной затяжки выглядит следующим образом:

  1. Предварительная ручная затяжка болтов крест-накрест.
  2. Первый этап затяжки в 2-3 приема по схеме.
  3. Второй этап - окончательная затяжка на полный момент.

Контроль герметичности стыка головки блока цилиндров

После завершения протяжки головки блока цилиндров необходим контроль качества сборки. Наиболее простым способом проверки герметичности является осмотр стыка головки и блока на предмет течей охлаждающей жидкости.

Более надежный метод - измерение компрессии в каждом цилиндре специальным компрессометром. Значительные отклонения компрессии будут свидетельствовать о негерметичности стыка головки и блока цилиндров.

Допустимость повторного использования болтов головки блока

В большинстве случаев производители категорически не рекомендуют повторное использование болтов головки блока цилиндров. Однако есть ряд двигателей, где допускается установка бывших в эксплуатации крепежных элементов.

Решение о возможности повторного применения болтов принимается после тщательного осмотра их технического состояния. Недопустимы механические повреждения резьбы и деформации стержня.

Комментарии