С каким усилием затягивать головку блока цилиндров: полезные советы для автомобилистов
Затяжка головки блока цилиндров - ответственная операция при ремонте двигателя. От правильно подобранного усилия зависит ресурс мотора и стоимость будущего ремонта. Давайте разберемся, какой момент выбрать и как использовать специальный ключ.
Нагрузки на головку блока цилиндров
В процессе работы на головку блока цилиндров действуют высокие температурные, газовые и вибрационные нагрузки. Это приводит к деформации алюминиевого корпуса. Рассмотрим подробнее:
- Температурные напряжения из-за неравномерного нагрева. Участки над камерой сгорания нагреваются сильнее остальной части, что вызывает расширение и деформацию металла.
- Сила давления газов на стенки камеры сгорания. Чем выше обороты двигателя, тем больше давление, следовательно, прогибание поверхности головки.
- Вибрационные нагрузки от работы механизмов. Коленвал, распредвал, клапаны и другие части вызывают вибрацию, усталость металла и ослабление креплений.
При затяжке болтов головки также возникает деформация. За счет высокого давления подошва головки прогибается по форме блока цилиндров. Чем сильнее затянута гайка, тем больше изгиб. Поэтому последовательность затяжки очень важна.
Последовательность затяжки головки блока цилиндров
Порядок затяжки стандартный для всех марок автомобилей:
- Закрутить 2 центральных болта в правом и левом ряду установки. В 4-цилиндровом двигателе они находятся между 2-м и 3-м цилиндрами.
- По одному болту слева и справа от центральных в каждом ряду.
- Аналогично закрутить следующие болты от центра к краям.
- В начале момент затяжки не более 1 кгс·м.
Есть и другой порядок - сначала по одному болту в каждом ряду слева направо, затем так же в другом ряду. Главное соблюдать последовательность от центра к краям и одинаковый небольшой момент затяжки.
Важность соблюдения момента затяжки
На этапе окончательной затяжки очень важно не ошибиться с моментом. Слабая затяжка приведет к прогару прокладки, а чрезмерная - к растрескиванию корпуса головки. Кроме того, при выборе болтов нужно обращать внимание на их длину:
Болты крепления головки блока цилиндров вытягиваются при многократном использовании. Болты, длина которых (без учета высоты головки) превышает 98 мм, замените новыми.
Для контроля момента затяжки используют динамометрический ключ. Это позволяет не допускать поломок из-за неправильно подобранного усилия.
Основные значения момента затяжки ГБЦ
Момент затяжки головки блока цилиндров зависит от марки автомобиля, объема и типа двигателя. Приведем значения для некоторых распространенных моторов:
Двигатель | Момент затяжки |
ВАЗ-2110 1,6 л | 1 этап - 20 Нм; 2 этап - 69,4-85,7 Нм; 3,4 этапы - довернуть на 90° |
ЗМЗ-405 2,3 л | 1 этап - 40-50 Нм; 2 этап - довернуть на 90° |
Как видно, для разных моторов предусмотрено разное количество этапов затяжки с постепенным увеличением момента. Обязательно предусмотрена операция дотягивания головки примерно через 500 км пробега после ремонта.
Как выбрать динамометрический ключ
Для контроля момента затяжки головки блока цилиндров необходим специальный инструмент - динамометрический ключ. Он бывает механическим и электронным. При выборе обращают внимание на такие параметры:
- Диапазон измерения крутящего момента должен соответствовать требуемым значениям для данного двигателя
- Точность измерения (погрешность) не более +/- 3%
- Градуировка шкалы в Нм, кгс·м или фунт-футах
- Материал и длина рукоятки для удобства работы с труднодоступными гайками
Примеры поломок от неправильной затяжки
Если затягивать головку блока цилиндров без соблюдения технологии, то велики риски возникновения серьезных поломок:
- Срыв резьбы, обрыв болта или гайки из-за чрезмерного усилия
- Трещины, сколы в алюминиевом корпусе головки
- Прогар медно-асбестовой прокладки между головкой и блоком
- Потеря компрессии, мощности и ресурса двигателя
- Проникновение газов в систему охлаждения двигателя
Рекомендации по затяжке головки блока цилиндров
Чтобы избежать проблем при затяжке головки блока цилиндров, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Проверьте длину болтов перед установкой, при необходимости замените
- Используйте новый комплект болтов для головки
- Контролируйте момент затяжки гбц с помощью динамометрического ключа
- Строго соблюдайте технологическую последовательность затяжки
- Обязательно проведите протяжку головки через 300-500 км пробега
Частые вопросы по затяжке головки блока цилиндров
Рассмотрим ответы на вопросы, которые больше всего волнуют автомобилистов:
- Можно ли использовать старые болты для крепления головки? Не рекомендуется. Болты, особенно длинные, со временем вытягиваются и теряют нужные характеристики. Лучше для каждого ремонта использовать новый комплект болтов подходящей длины.
- Как быть, если нет точных данных по моменту затяжки? В таком случае ориентируйтесь на похожие модели двигателей того же производителя. Например, для ВАЗ-2108 подойдут значения момента от ВАЗ-2109. Также посоветуйтесь с опытным механиком.
- Можно ли затягивать головку блока без ключа? Категорически не рекомендуется. Только с помощью динамометрического ключа вы сможете точно контролировать прилагаемое усилие и не допустить поломок из-за неправильной затяжки.
- Когда нужно проводить протяжку головки блока цилиндров? Повторная подтяжка гайек головки необходима после 300-500 км пробега автомобиля после ремонта. За это время материал прокладки усаживается и требуется восстановление оптимального давления.
- Какие инструменты потребуются для затяжки гбц? Помимо набора торцевых ключей вам понадобится специальный динамометрический ключ с требуемым диапазоном Nm и точностью. Также пригодится монтажная смазка для резьбы болтов головки.
- Нужно ли смазывать резьбу болтов перед установкой головки? Да, обязательно. Тонким слоем моторного масла или специальной смазки смажьте резьбу каждого болта перед закручиванием. Это облегчит работу и исключит повреждения резьбы.
- Влияет ли качество болтов на надежность крепления головки? Безусловно. Низкокачественные болты из непроверенных источников могут иметь несоответствующую прочность, из-за чего быстро выйдут из строя. Приобретайте болты только у официальных дилеров известных производителей.
- Как определить прогар прокладки головки блока цилиндров? Основные признаки прогара прокладки: падение компрессии в цилиндрах, увеличенный расход масла, подтеки охлаждающей жидкости. Для точной диагностики проведите компрессионный тест двигателя в сервисном центре.
- Что делать при растрескивании головки блока цилиндров? В таком случае головку можно спасти путем сварки и механической обработки. Но лучше установить новую головку, чтобы исключить возможные проблемы в будущем. Стоимость ремонта при этом будет выше.