Что такое "габарит это" на самом деле?
Габарит - одно из тех понятий, которые мы часто слышим, но не всегда понимаем. Что же оно означает на самом деле и почему так важно?
Определение габарита
Слово "габарит" пришло к нам из французского языка. В переводе оно означает "очертание", "обмер". Иными словами, это предельные размеры какого-либо предмета или пространства для перемещения.
Габарит - предельное очертание предмета или просвета между частями сооружений.
Для транспорта определение габарита особенно важно. Это то пространство, в котором безопасно перемещаются поезда, корабли, самолеты. В него не должны заходить никакие конструкции или детали, которые могут помешать движению.
Габариты железной дороги
На железной дороге под габаритом понимают предельные поперечные размеры подвижного состава - поездов. Это максимальная ширина и высота вагонов, при которых они беспрепятственно проходят по путям и не задевают никакие конструкции.
Габариты определяют:
- Безопасное расстояние от рельсов до зданий и сооружений
- Допустимые размеры тоннелей и мостов
- Вместимость вагонов для перевозки грузов и пассажиров
Первые железные дороги имели габарит всего около 3 метров. Но со временем, по мере увеличения размеров поездов, приходилось расширять тоннели и мосты. Это была дорогостоящая реконструкция.
Поэтому важно заранее продумывать единые стандарты габаритов при проектировании железных дорог. Этим занимаются как национальные организации в каждой стране, так и международные союзы.
Зачем нужны габариты
Итак, основные цели установки габаритов:
- Безопасность - исключить столкновения транспорта с различными объектами
- Эффективность использования пространства для перевозок
- Удобство пассажиров
- Оптимизация затрат на строительство транспортной инфраструктуры
Конечно, абсолютно единых размеров добиться невозможно. Габариты разных видов транспорта - железной дороги, метро, трамвая - могут сильно отличаться.
Но стандартизация необходима. Иначе возникают проблемы совместимости, когда поезда одной колеи не могут пройти по путям другой из-за меньшего тоннеля. Или грузовик не помещается в автомобильный тоннель.
История габаритов в России
В Российской империи единые габариты для железных дорог были впервые введены в 1860 году. Они просуществовали целых 65 лет!
Это было связано с дальновидностью инженеров и относительно небольшими размерами вагонов поначалу.
Но в дальнейшем размеры поездов увеличивались, и пришлось расширять габариты. Сейчас в России принято несколько стандартов для разных типов железных дорог.
Габариты современного транспорта
Наибольшие габариты сегодня можно встретить на высокоскоростных железнодорожных магистралях в Европе и Японии.
Например, на линии Бетюве в Нидерландах ширина габарита достигает 4,1 м, а высота - 6,15 м. Это позволяет перевозить даже негабаритные грузы.
Вид транспорта | Ширина габарита | Высота габарита |
Железная дорога (Россия) | 3,15 м | 4,28 м |
Евротоннель | 4,1 м | 5,6 м |
А вот габариты метрополитена значительно меньше из-за тоннелей под землей. Например, ширина вагонов Московского метрополитена составляет всего 2,7 м.
Что касается автомобильного транспорта, то здесь габариты регулирует ширина полосы движения на дороге. В России она составляет обычно 3,75 м.
Это накладывает ограничения на размеры и грузоподъемность грузовиков. Хотя сегодня все чаще используются негабаритные перевозки с сопровождением.
Таким образом, габаритные ограничения - неизбежность, с которой приходится считаться при проектировании и эксплуатации транспорта.