Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2105: особенности и советы

Автомобиль ВАЗ-2105 выпускался с 1980 по 2010 год и за это время завоевал любовь миллионов автолюбителей в СССР и России. Его электрооборудование имеет ряд особенностей, знание которых поможет автовладельцам в эксплуатации и ремонте "пятерки". Давайте подробно разберем схему электрооборудования ВАЗ-2105 и дадим практические советы по обслуживанию.

История создания ВАЗ-2105

ВАЗ-2105 начал выпускаться с 1980 года на смену моделям ВАЗ-2101/02/03. Отличительными чертами "пятерки" стали:

  • Привод ГРМ зубчатым ремнем впервые в СССР
  • Удешевление за счет замены хромированных деталей на пластик
  • Улучшенная эргономика и комфортабельность

К 2010 году ВАЗ-2105 стал самой массовой моделью в истории АвтоВАЗа. За 30 лет было выпущено около 7 млн автомобилей.

Обзор электрооборудования

Основу схемы электрооборудования ВАЗ-2105 составляют:

  1. Система зажигания с распределителем и катушкой
  2. АКБ, генератор, стартер
  3. Приборная панель и выключатели
  4. Блок предохранителей и реле
  5. Оптические приборы и датчики

У инжекторных двигателей добавляется электронный блок управления и комплекс датчиков для точного дозирования топлива.

Рассмотрим подробнее систему зажигания ВАЗ-2105. Она включает распределитель, катушку, высоковольтные провода, свечи зажигания. Распределитель обеспечивает передачу импульсов высокого напряжения от катушки к свечам в нужной последовательности для воспламенения топлива в камерах сгорания. Правильная работа этой системы критически важна для запуска и устойчивой работы двигателя.

Типичные неисправности

Среди наиболее частых поломок электрики ВАЗ-2105 можно выделить:

  • Подгорание контактов в колодках
  • Окисление наконечников проводов
  • Выход из строя реле и предохранителей
  • Неисправности в цепи зажигания
  • Отказ электробензонасоса и форсунок (на инжекторе)

Это может проявляться в виде отсутствия запуска двигателя, некорректной работы отдельных систем, посторонних шумов и запахов, падения мощности.

ВАЗ-2105 схема электрооборудования относительно несложная, что позволяет автовладельцу самостоятельно искать неполадки при наличии мультиметра и базовых навыков.

Диагностика системы зажигания Проверить искру свечей и работу катушки
Проверка надежности контактов Зачистить или отремонтировать окислившиеся контакты

При обнаружении инородных шумов или запахов гари из-под капота следует срочно остановиться и проверить все силовые цепи и предохранители.

Поиск и устранение типичных неисправностей

При возникновении проблем с электрооборудованием ВАЗ-2105 рекомендуется следующий порядок действий:

  1. Проверить исправность предохранителей в монтажном блоке
  2. Осмотреть контакты аккумулятора на предмет окисления
  3. Провести визуальный осмотр проводки на наличие повреждений

Особое внимание стоит уделить схеме зажигания - проверить катушку, распределитель, свечи, провода. При необходимости зачистить контакты или заменить неисправные элементы.

Ремонт электропроводки ВАЗ-2105

При обнаружении проблем в электропроводке автомобиля их можно устранить самостоятельно при наличии необходимых навыков. Потребуются паяльник, изолента, отвертки, кусачки.

Шаги ремонта:

  1. Заменить поврежденный участок проводки аналогичным по сечению и длине
  2. Аккуратно заизолировать места стыков изолентой
  3. Подсоединить провод обратно согласно схеме электрооборудования ВАЗ-2105
  4. Проверить работоспособность системы

Замена свечей зажигания

Рекомендуется менять свечи зажигания через каждые 20-30 тыс. км пробега или раз в 2 года. Для ВАЗ-2105 подойдут свечи А17ДВ, БП7ES, BRISK SUPER, Bosch FR8DC+ и др.

Порядок замены:

  1. Снять катушку зажигания и провода со свечей
  2. Вывернуть старые свечи свечным ключом
  3. Вкрутить новые свечи и установить катушку на место

Особенности карбюратора

На ВАЗ-2105 устанавливался карбюратор К-126 или для поздних моделей - К-126И. Отличие в наличии экономайзера, облегчающего холодный запуск двигателя. При эксплуатации карбюратора важно:

  • Следить за чистотой фильтрующих элементов
  • Периодически промывать карбюратор специальными составами
  • Не допускать попадания воды и грязи в карбюратор

Это позволит обеспечить стабильную работу двигателя и экономию топлива.

Регулировка карбюратора

Для обеспечения оптимальных оборотов холостого хода и состава топливной смеси на разных режимах работы двигателя периодически требуется регулировка карбюратора.

  1. Прогреть двигатель до рабочей температуры
  2. Вращением винта холостого хода установить стабильные обороты 700-900 об/мин
  3. Плавно нажимая на педаль газа, добиться плавного разгона без срыва оборотов

После регулировки рекомендуется проверить расход топлива и динамику разгона автомобиля. При резком увеличении расхода или появлении перебоев в работе двигателя на холостом ходу повторите регулировку.

Замена ремня ГРМ

Со временем ремень газораспределительного механизма вытягивается и начинает проскальзывать, что влечет нарушение работы клапанов. Лучше менять ремень ГРМ каждые 60-80 тысяч километров.

  1. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия
  2. Ослабить болт натяжителя и снять старый ремень
  3. Установить и натянуть новый ремень
  4. Проверить работу распредвала по меткам на шкивах

Неправильная установка ремня чревата его проскальзыванием и поломкой клапанов. Поэтому работу лучше доверить опытному механику.

Переход на инжектор

Многие владельцы ВАЗ-2105 осуществляют переоборудование карбюратора на систему впрыска топлива. Это дает прирост мощности, экономию топлива, облегчает запуск в холодное время.

Основные этапы работ:

  • Установка электронного блока управления, форсунок, датчиков
  • Замена топливного насоса и фильтра
  • Прокладка жгутов проводки к форсункам и датчикам
  • Прошивка блока управления и его настройка

Полностью система инжектора интегрируется в схему электрооборудования ВАЗ-2105. Это позволяет модернизировать автомобиль с привлечением минимума дополнительных компонентов.

Комментарии