Флеш-анимация - это что такое

Флеш-анимация уже давно стала неотъемлемой частью интернета. Однако немногие задумывались, что же такое флеш-анимация на самом деле и как она появилась.

Что такое флеш-анимация и зачем она нужна?

Флеш-анимация - это векторная графика, которая позволяет создавать анимированные ролики и приложения для веб-сайтов. В отличие от обычных gif-анимаций, флеш-ролики выглядят более современно и профессионально.

История флеш берет свое начало в середине 90-х годов, когда появилась программа FutureSplash. Ее разработчики хотели создать удобный инструмент для анимации в интернете. В 1997 году компания Macromedia купила FutureSplash и переименовала ее в Flash. С тех пор флеш-анимация стала очень популярной и использовалась для:

  • Баннерной и видеорекламы
  • Анимационных заставок и аватаров
  • Интерактивных игр и приложений
  • Обучающих мультимедийных проектов
  • Анимационных сериалов вроде "Масяни" и Mr Freeman

Основными достоинствами флеш-анимации были:

  • Кроссплатформенность - ролики работали в любых браузерах
  • Небольшой вес файлов по сравнению с видео
  • Векторный формат, позволяющий масштабировать без потери качества
  • Встроенный язык программирования ActionScript для создания интерактивности

Однако со временем стали проявляться и минусы флеш-технологии:

  • Проблемы производительности и безопасности
  • Плохая поддержка мобильных устройств
  • Закрытый проприетарный формат компании Adobe

Как создается флеш-анимация

Работа над флеш-анимацией или игрой ведется в специальных редакторах вроде Adobe Flash (Animate CC). Принцип создания мультипликации во Flash заключается в последовательном нарисовании и соединении отдельных кадров в единое движение.

Существует несколько разных типов анимации:

  1. Покадровая - каждый кадр прорисовывается вручную
  2. Межкадровая - задаются только начальное и конечное состояние
  3. Символы - готовые элементы, которые можно использовать на разных кадрах и сценах
  4. Программная - элементы анимируются напрямую через код на ActionScript
Flash позволяет комбинировать все эти виды для создания сложных интерактивных проектов любого уровня - от простых эффектов до полноценных игр.

Основные этапы создания анимации во Flash:

  1. Подготовка медиафайлов - изображений, звуков, видео
  2. Импорт файлов в библиотеки Flash
  3. Создание сцен и слоев
  4. Раскадровка - нанесение объектов на ключевые кадры
  5. Настройка траекторий движения и эффектов
  6. Добавление интерактивности через ActionScript
  7. Тестирование и отладка анимации
  8. Публикация проекта в нужном формате (SWF, HTML5)

Даже новичок может сделать во Flash простые анимации, следуя обучающим урокам. А опытный специалист способен создавать сложные интерактивные проекты.

Как использовать флеш-анимацию в разных целях

За 20 лет существования Flash-технологии ее научились эффективно применять в разных областях.

На веб-сайтах флеш часто использовался для:

  • Анимированных баннеров и заставок
  • Интерактивных каталогов и презентаций товаров
  • Оформления страниц (анимированные кнопки, меню)
  • Мини-игр и тестов
  • Видеороликов со сложными эффектами

Отдельно стоит сказать про популярные флеш-игры, которые не требовали установки и работали прямо в браузере. Среди них были как простые аркады вроде Line Rider, так и комплексные проекты вроде Fancy Pants Adventure.

В рекламе и маркетинге флеш-анимация применялась для:

  • Баннеров и текстовой рекламы
  • Вирусного маркетинга (юмористические ролики)
  • Видеообзоров и презентаций товаров
  • Анимационного брендирования и дизайна сайтов

Флеш активно использовался и в образовательных проектах:

  • Интерактивные учебники и тесты
  • Анимационные модели физических процессов
  • Видео-курсы с возможностью управления ходом видео
  • Игры для обучения и тренировки навыков

Почему флеш-анимация теряет популярность

Несмотря на широкое использование, в последние годы популярность флеш-анимации стала стремительно падать. Этому есть несколько причин.

Во-первых, в самой технологии Flash был обнаружен целый ряд уязвимостей и проблем с безопасностью. Злоумышленники активно использовали их для атак на пользователей. В результате многие производители браузеров и операционных систем постепенно стали ограничивать возможности запуска флеш-контента.

Во-вторых, флеш оказался совершенно не приспособлен для мобильных устройств, где требуются интерфейсы с сенсорным управлением. Компания Adobe очень долго не выпускала версию Flash Player для смартфонов и планшетов. А когда версия вышла, она работала очень медленно даже на мощных устройствах.

Смерть Флеша объявлена компаниями

Последним гвоздем в гроб технологии Flash стал отказ от ее поддержки крупнейшими ИТ-компаниями.

В 2007 году Стив Джобс опубликовал открытое письмо с критикой Flash и отказом включать его поддержку в мобильные устройства Apple. В итоге всем известные iPhone и iPad так и не получили возможности запуска флеш-контента.

Платформа, разработанная для ПК 10 лет назад, не может удовлетворить потребности мобильной эры.

В 2015 году компания Adobe сама анонсировала постепенный отказ от дальнейшей поддержки Flash к 2020 году. Таким образом, технология была приговорена к вымиранию.

Развитие новых технологий

Параллельно шло бурное развитие новых веб-технологий, способных заменить Flash во всех ключевых областях использования.

Для анимации и векторной графики появился открытый стандарт SVG. Для интерактивных приложений - HTML5 с JavaScript. Для мультимедиа - тег video с поддержкой всех современных форматов видео. И наконец, для комплексных игровых проектов - технологии WebGL и WebAssembly.

В отличие от закрытого Flash, все эти технологии являются открытыми стандартами и прекрасно подходят для любых устройств, включая мобильные.

Будущее флеш-анимации

На данный момент Flash практически повсеместно вытеснен из интернета новыми технологиями. Флеш-контент больше нельзя встретить на современных сайтах или в мобильных приложениях.

Тем не менее, наследие Flash по-прежнему живет. Множество классических анимационных сериалов, игр и обучающих проектов до сих пор доступны онлайн. Правда для их запуска нужно использовать специальные эмуляторы Flash плеера.

Что касается будущего, то в перспективе флеш-анимация может окончательно уйти в историю вместе с поколением, для которого она была привычной частью интернета.

Комментарии