Как подключить автомобильный тахометр: полезные советы для водителей

Автомобильный тахометр - незаменимый помощник каждого водителя. Он позволяет контролировать обороты двигателя, определять оптимальный момент для переключения передач, экономить топливо и продлевать ресурс мотора. В этой статье мы расскажем, как своими руками подключить тахометр к любому автомобилю.

Зачем нужен тахометр и как он работает

Основными функциями тахометра в автомобиле являются:

  • Контроль оборотов двигателя в режиме реального времени
  • Помощь водителю в выборе оптимальной передачи
  • Предупреждение о превышении допустимых оборотов
  • Возможность точной регулировки двигателя на холостом ходу

Работа тахометра основана на замере и отображении частоты вращения коленчатого вала двигателя, выраженной в оборотах в минуту (об/мин).

Принцип действия тахометров

По типу действия различают магнитные и электрические тахометры.

Магнитные модели используют эффект электромагнитной индукции. При вращении магнитного поля рядом с металлическим диском в нем наводятся вихревые токи, заставляющие диск крутиться. Стрелка тахометра жестко связана с этим диском.

Электрические тахометры работают по принципу измерения и подсчета электрических импульсов, поступающих с системы зажигания или генератора. Частота импульсов пропорциональна скорости вращения коленвала.

Типы автомобильных тахометров

По способу отображения информации и монтажа в автомобиле тахометры делятся на:

  1. Выносные — устанавливаются на панель приборов, легко снимаются. Удобны для контроля оборотов двигателя во время регулировок.
  2. Штатные — встроенные в панель приборов, наиболее эргономичны.
  3. Аналоговые — информация отображается при помощи стрелки на шкале.
  4. Цифровые — все данные выводятся на дисплей в цифровом виде.

Перед выбором конкретной модели внимательно изучите характеристики и определите наиболее подходящий для вас тип тахометра.

Как подключить тахометр к бензиновому двигателю

Как подключить тахометр на ВАЗ 2106? Рассмотрим на примере классического карбюраторного автомобиля с контактной системой зажигания.

Необходимые инструменты и материалы

  • Тахометр
  • Отвертка крестовая или плоская в зависимости от винтов крепления
  • Схема подключения тахометра из комплекта поставки или выписка из инструкции по эксплуатации автомобиля
  • 3 провода сечением 0,35-0,75 мм2 длиной 15 см для подключения
  • Изолента, хомуты, коннекторы по необходимости

Пошаговая инструкция

  1. Закрепите тахометр в удобном месте на панели приборов, например слева от спидометра.
  2. Подсоедините черный провод массы тахометра к кузову авто.
  3. Красный провод питания подключите к цепи зажигания, где постоянно присутствует напряжение +12В.
  4. Синий сигнальный провод подсоедините к отрицательной клемме прерывателя-распределителя или к контакту свечи накаливания.
При необходимости дополнительно подключите провод подсветки тахометра.

Все, тахометр успешно подключен ! Теперь можно проверить работоспособность и наслаждаться точным контролем за работой двигателя вашего автомобиля.

Аналогичную схему подключения можно использовать и на других карбюраторных инжекторных двигателях с различными типами системы зажигания. Главное - использовать штатные места подключения в соответствии с конкретной моделью автомобиля.

Как своими руками подключить тахометр к дизельному двигателю

Рассмотрим особенности установки тахометра на дизельный двигатель на примере ВАЗ-2121 «Нива» с двигателем УМЗ-4216.

Принцип работы тахометра на дизеле

В отличие от бензинового двигателя, в дизеле нет системы зажигания, соответственно тахометр не может определять обороты по ее сигналам. Вместо этого используется специальный датчик - генератор переменного тока, на клеммах которого формируется переменный сигнал, частота которого пропорциональна оборотам коленвала.

Подключение тахометра к генератору

  1. Заведите автомобиль на эстакаду или подъемник для удобного доступа к генератору.
  2. Демонтируйте защитный кожух генератора.
  3. Найдите клемму W и подсоедините к ней сигнальный провод тахометра.
  4. Замкните добавочный контакт от масляного насоса. Это придаст показаниям большую точность.
  5. Установите кожух генератора на место.
  6. Перепроверьте качество соединений и надежно зафиксируйте все провода.
Красный провод +12В от аккумулятора
Черный провод Масса кузова
Синий провод Клемма W генератора (сигнал)

Теперь после запуска двигателя тахометр будет корректно отображать текущие обороты коленвала в реальном времени.

Подключение аналогично выполняется на других моделях с дизельным двигателем, но место расположения клеммы W может меняться.

Проверка работоспособности тахометра

После установки тахометра обязательно нужно проверить, правильно ли он функционирует.

  1. Запустите двигатель автомобиля.
  2. Убедитесь, что стрелка или показания на дисплее тахометра изменяются при нажатии на педаль газа.
  3. Дайте поработать двигателю 3-5 минут на разных оборотах, включая и холостые.
  4. Показания тахометра должны меняться плавно, без рывков или застревания стрелки.
  5. Заглушите двигатель - стрелка тахометра должна плавно вернуться к нулю.
  6. Сравните показания на холостом ходу с номинальными значениями для вашей модели автомобиля.

Если заметили какие-то отклонения в работе или показания явно не соответствуют оборотам, значит есть ошибка подключения, которую надо исправить.

Возможные неполадки и способы их устранения

Рассмотрим типичные неисправности тахометра и как их можно решить своими руками:

  • Стрелка "прыгает" - проверьте надежность контактов, при необходимости замените проводку;
  • Завышенные/заниженные показания - отрегулируйте чувствительность или замените неисправный датчик;
  • Посторонние шумы из динамика - устраните возможное замыкание цепи, поменяйте проводку;
  • Нет подсветки шкалы - проверьте предохранитель, при необходимости замените лампочки.

Также возможны поломки из-за вибрации или выработки ресурса самого тахометра. Тогда потребуется полная замена прибора.

Рекомендации по выбору тахометра и комплектующих

При подборе тахометра обратите внимание на следующие параметры:

  • Диапазон измеряемых оборотов - должен соответствовать вашему двигателю;
  • Точность измерений - чем выше, тем лучше;
  • Удобство считывания показаний;
  • Надежность и простота крепления на панели.

Комплектующие тоже выбирайте хорошего качества - провода с медными жилами в резиновой изоляции, хомуты, коннекторы. Не стоит экономить, ведь от этого зависит долговечность всей системы.

Комментарии