Поршневые пальцы: описание, устройство, схема и особенности ремонта
Поршневые пальцы - одни из ключевых деталей двигателя внутреннего сгорания. От их работоспособности напрямую зависит ресурс, мощность и надежность всего силового агрегата. Давайте разберемся, как устроены эти на первый взгляд простые, но очень важные детали.
Назначение и роль поршневых пальцев в двигателе
Поршневые пальцы выполняют в двигателе несколько важных функций:
- Соединяют подвижно поршень и шатун, позволяя им отклоняться друг относительно друга;
- Передают усилие от давления газов на поршень к коленчатому валу через шатун;
- Компенсируют небольшое отклонение оси шатуна от оси поршня при движении;
- Работают в тяжелых условиях высоких давлений, трения и ударных нагрузок.
То есть поршневые пальцы, в отличие от простых осей или штифтов, испытывают колоссальные циклические нагрузки, но при этом должны сохранять подвижность и герметичность соединения на длительный срок. Поэтому к их конструкции и материалам предъявляются особые требования.
Конструкция и основные типы поршневых пальцев
Поршневые пальцы изготавливаются в виде сплошных или полых цилиндрических стержней. У современных двигателей применяются преимущественно полые пальцы. Это позволяет при тех же прочностных характеристиках уменьшить вес детали.
Конструктивно поршневые пальцы бывают двух основных типов:
- С фиксацией в шатуне или поршне. Такие пальцы не имеют возможности вращаться, требуемый зазор для компенсации располагается в месте незакрепленного соединения.
- "Плавающие" пальцы, устанавливаемые с зазором как в бобышках поршня, так и в головке шатуна. В этом случае палец может вращаться в обеих сопрягаемых деталях, что уменьшает износ. Для фиксации осевого положения используются стопорные кольца или винты.
Сборка шатунно-поршневой группы с "плавающими" пальцами обычно требует предварительного подогрева поршня для облегчения посадки.
Вне зависимости от типа крепления, поршневые пальцы имеют выкружки и фаски на торцах для облегчения монтажа в сопрягаемые детали, а на боковой поверхности - продольные маслостоки.
Основные размеры и параметры поршневых пальцев
Размеры и допуски поршневых пальцев регламентированы конструкторской документацией на конкретный двигатель. Тем не менее, можно выделить несколько ключевых параметров:
- Диаметр - наиболее важный параметр, определяющий размерную группу и возможность замены конкретного пальца;
- Длина пальца;
- Толщина стенки у полых пальцев;
- Шероховатость поверхности (обычно не более Ra 0,16 мкм);
- Твердость рабочей поверхности (HRC 58-65) и сердцевины (не менее HRC 32);
- Допустимые значения натягов и зазоров в сопрягаемых отверстиях.
Например, диаметр поршневых пальцев в классических двигателях ВАЗ составляет 21,97-22 мм. При износе и ремонте подбирают пальцы трех ремонтных размеров с шагом в 4 микрона.
Правильный подбор параметров при замене поршневых пальцев чрезвычайно важен для обеспечения работоспособности и ресурса всей шатунно-поршневой группы.
Материалы для изготовления поршневых пальцев
Для изготовления поршневых пальцев применяются различные марки конструкционных и легированных сталей. Наиболее распространены следующие материалы:
- Углеродистые стали марок 15, 20, 45 и др. Обычно подвергаются поверхностной цементации для повышения твердости;
- Легированные хромистые стали 20Х, 40Х, 15Х и др. Закаливаются токами высокой частоты;
- Коррозионностойкие и износостойкие стали 12Х2Н4А, 15ХМ, 12ХНЗА.
Термическая обработка поршневых пальцев преследует несколько целей:
- Повышение твердости рабочей поверхности для устойчивости к износу и задирам;
- Сохранение пластичности и вязкости сердцевины;
- Снятие внутренних напряжений, которые могут привести к растрескиванию или деформации.
Неисправности поршневых пальцев
В процессе эксплуатации поршневые пальцы подвергаются интенсивному износу и разрушению. Наиболее распространенные неисправности:
- Повышенный износ рабочей поверхности, увеличение зазоров;
- Задиры, наклепы, риски от трения о стенки;
- Деформация, искривление, появление овальности;
- Трещины усталостного или коррозионного характера;
- Нарушение герметичности полости у полых пальцев.
Симптомы неисправных поршневых пальцев
Неисправности поршневых пальцев проявляются в следующих симптомах:
- Повышенный шум, стуки и "ток" в зоне верхней части цилиндра;
- Вибрация и "завал" двигателя, особенно на высоких оборотах;
- Потеря мощности и динамики;
- Повышенный расход масла;
- Ухудшение компрессии в одном или нескольких цилиндрах.
При появлении подобных симптомов необходимо провести диагностику и при необходимости заменить изношенные или поврежденные поршневые пальцы.
Диагностика и замена поршневых пальцев
Для диагностики состояния поршневых пальцев используют:
- Стетоскопическое прослушивание двигателя;
- Измерение размеров и геометрии пальцев;
- Проверку овальности микрометром;
- Контроль твердости поверхности.
Технологии упрочнения и восстановления поршневых пальцев
Для повышения ресурса поршневых пальцев применяются специальные технологии упрочнения:
- Лазерное упрочнение рабочей поверхности для повышения износостойкости;
- Нанесение износостойких, антифрикционных покрытий методами PVD или CVD;
- Пластическое деформирование поверхности для снятия остаточных напряжений.
Кроме того, возможно восстановление изношенных пальцев методами:
- Механической обработки и полировки;
- Наплавки изношенных поверхностей;
- Нанесения композиционных ремонтных составов.
Рекомендации по выбору новых поршневых пальцев
При необходимости замены поршневых пальцев следует учитывать:
- Размерную группу в соответствии с ремонтным размером отверстий в поршне или шатуне;
- Тип двигателя и особенности конструкции (марка автомобиля);
- Условия эксплуатации и особые требования к износостойкости или коррозионной стойкости.
Лучше приобретать поршневые пальцы комплектно со стопорными кольцами и другими деталями шатунно-поршневой группы.
Особенности сборки шатунно-поршневой группы
При установке новых поршневых пальцев важно соблюдать:
- Чистоту поверхностей и отверстий;
- Рекомендуемые значения натягов для обеспечения зазоров;
- Моменты затяжки резьбовых соединений;
- Последовательность сборки узла.
Необходимо использовать специальные сборочные приспособления и оснастку.
Эксплуатация поршневых пальцев
Для обеспечения максимального ресурса поршневых пальцев следует:
- Соблюдать периодичность замены масла в ДВС;
- Использовать рекомендованные моторные масла хорошего качества;
- Избегать эксплуатации на предельных режимах и перегрева двигателя.