Реле зажигания ВАЗ 2114: основные характеристики и неисправности
Реле зажигания является важнейшим элементом электрооборудования автомобиля ВАЗ 2114. От его исправной работы зависит надежный запуск двигателя в любых условиях.
Назначение и принцип работы реле зажигания ВАЗ 2114
Основное назначение реле зажигания - инициировать запуск стартера и двигателя при повороте ключа в замке зажигания. Кроме того, это реле выполняет еще несколько важных функций:
- Защита цепи стартера от повышенного напряжения
- Корректировка напряжения при разряженной аккумуляторной батарее
- Размыкание цепи после запуска двигателя
Принцип работы реле зажигания основан на электромагнитном притяжении подвижных контактов. При подаче управляющего напряжения от замка зажигания катушка реле создает магнитное поле, которое втягивает подвижный якорь с контактами. Замыкаются силовые контакты, подающие напряжение на обмотку стартера. Происходит запуск двигателя. После этого цепь размыкается, предохраняя замок зажигания от перегрева.
Основные характеристики реле зажигания ВАЗ 2114
Реле зажигания для данной модели автомобиля имеет следующие технические характеристики:
- Напряжение питания - 12В
- Максимальный коммутируемый ток - 70А
- Количество и тип контактов - 2 силовых (замыкающих) и 2 управляющих (размыкающих)
- Климатическое исполнение - УХЛ4
- Габариты корпуса - 85x41x56мм
Корпус реле изготовлен из прочного ударопрочного пластика. Для защиты от агрессивной среды моторного отсека применяются специальные резиновые уплотнители. Внутренние детали - якорь, возвратная пружина - стальные, проходят антикоррозийную обработку. Контакты реле покрывают серебром для предотвращения окисления.
Расположение реле зажигания на ВАЗ 2114
"Где реле зажигания ВАЗ 2114?" - один из частых вопросов при самостоятельном ремонте. Это компактное реле находится в моторном отсеке, слева от рулевой колонки под защитным пластиковым кожухом:
Чтобы получить доступ к реле, необходимо выкрутить 4 самореза крепления кожуха и снять его. После этого реле будет доступно для визуального осмотра, подключения диагностических приборов или замены.
Схема подключения реле зажигания ВАЗ 2114 стандартная, с двумя силовыми контактами на стартер и двумя управляющими от ключа зажигания.
Диагностика неисправностей реле зажигания
О наличии проблем с реле могут сигнализировать следующие неисправности автомобиля:
- Перебои в работе обогревателей и вентиляторов
- Проблемы при запуске двигателя
- Блокировка стартера
- Отказ стеклоочистителей
Для точной диагностики вышедшего из строя реле зажигания ВАЗ 2114 можно воспользоваться мультиметром. Необходимо проверить сопротивление между управляющими выводами - оно должно быть в диапазоне 60-100 Ом.
Также измеряется сопротивление между силовыми контактами в замкнутом и разомкнутом состоянии. В первом случае сопротивление 0,5 Ом, а во втором - бесконечно большое.
При обнаружении отклонений от нормы - реле необходимо заменить.
Замена реле зажигания ВАЗ 2114
Процедура замены реле зажигания ВАЗ 2114 не представляет особой сложности:
- Снять кожух с реле
- Отсоединить контакты реле
- Установить и подключить новое реле
- Проверить работу стартера и других систем
Особое внимание нужно уделить надежности соединения контактов - даже небольшое окисление может привести к сбоям в работе. Рекомендуется зачистить контакты мелкозернистой наждачной бумагой.
После установки нового реле замка зажигания ВАЗ 2114 также потребуется сброс ошибок блока управления двигателем, если он присутствует на данной комплектации автомобиля.
На этом замена реле зажигания завершена, автомобиль готов к дальнейшей эксплуатации.
Ремонт реле зажигания ВАЗ 2114
Несмотря на компактные размеры, конструкция реле зажигания ВАЗ 2114 достаточно сложная. Поэтому ремонт этого узла целесообразен только в исключительных случаях.
Для разборки потребуются следующие инструменты:
- Отвертка с крестообразным жалом
- Плоскогубцы
- Наждачная бумага
Последовательность разборки:
- Раскрутить 4 винта крепления катушки
- Снять катушку, освободив доступ к контактной группе
- Вынуть контактную группу, соблюдая аккуратность
- Проверить подвижные части на износ
При выявлении значительного подгорания контактов, деформации возвратной пружины или механических повреждений, производится замена дефектных деталей.
Роликовая контактная группа
Для повышения ресурса и надежности работы в реле разгрузки зажигания ВАЗ 2114 применяют роликовую конструкцию подвижных контактов. В отличие от обычной пластинчатой, она обеспечивает:
- Увеличенную площадь контакта
- Меньшее контактное сопротивление
- Самоочищение и самозачистку контактов при работе
Благодаря этому повышается надежность и снижается вероятность отказов реле при эксплуатации.
Пусковые характеристики реле зажигания
Основным параметром, характеризующим качество реле разгрузки зажигания ВАЗ 2114, являются его пусковые характеристики:
- Величина удерживающего тока
- Минимальный ток срабатывания
- Время срабатывания реле
Данные параметры влияют на быстроту включения стартера, его мощность и энергопотребление. Их измерение необходимо при диагностике и регулировке реле.
Ремонт автомобиля своими руками
Для владельца ВАЗ 2114 полезно обладать навыками самостоятельного ремонта узлов и агрегатов. В частности, замена такого расходника как реле разгрузки зажигания ВАЗ 2114 не составляет труда. Стоимость нового реле меньше 1000 рублей, а установка занимает менее 30 минут.
Освоив основные приемы диагностики и ремонта реле, можно продлить жизнь своему автомобилю и сэкономить на запчастях и сервисе.
Ресурс и срок службы
При качественном изготовлении ресурс реле зажигания должен составлять не менее 50 000 циклов срабатывания. Это примерно 150 000 км пробега.
Однако на практике часто встречаются отказы значительно раньше. Поэтому средний срок службы реле разгрузки зажигания ВАЗ 2114 редко превышает 100 000 км (5-7 лет).
При появлении первых признаков старения рекомендуется плановая замена реле еще до возникновения серьезных неисправностей.
Выбор реле зажигания для ВАЗ 2114
При покупке нового реле встает вопрос о выборе подходящей модели. Основные критерии выбора:
- Соответствие техническим параметрам штатного реле
- Надежность и стабильность характеристик
- Стоимость и наличие заменяемых деталей
Лучше отдать предпочтение проверенным брендам, таким как Bosch, Valeo, Hitachi, Delphi. Из российских производителей пользуется спросом АМТ. Стоимость качественного реле от 500 до 1500 руб.
Установка и регулировка
При установке реле важно обеспечить надежный контакт в колодке, для чего рекомендуется:
- Подогнуть контакты по размеру колодки
- Зачистить концы контактов
- Прижать реле к корпусу колодки
Если контакты сильно изношены, это может привести к падению напряжения и сбоям. В таком случае колодка подлежит замене.
Дополнительные опции
Некоторые продвинутые модели реле зажигания имеют полезные дополнительные функции:
- Встроенный диод для защиты от импульсов самоиндукции;
- Регулируемая временная задержка;
- Индикатор срабатывания на корпусе;
Однако на ВАЗ 2114 они не востребованы. Главное - базовые функции и надежность. Поэтому лучше отдать предпочтение проверенным простым моделям.
Перспективы применения
С развитием электроники все больше функций реле переносятся в микроконтроллеры. Современные автомобили оснащаются интеллектуальными блоками управления, и количество реле сокращается.
Однако ВАЗ 2114 остается достаточно "простым", поэтому сохраняется потребность в отдельном реле зажигания. А его ремонт и замена по-прежнему актуальны как минимум на ближайшие 10 лет.