Схема коробки передач "ВАЗ-2107.5" (ступка). Ремонт КПП ВАЗ

Коробка передач - один из важнейших узлов автомобиля ВАЗ-2107. От ее технического состояния напрямую зависит комфорт и безопасность поездки. Давайте разберемся в устройстве 5-ступенчатой КПП "семерки", рассмотрим типичные неисправности и способы их устранения своими руками.

Назначение и принцип работы КПП ВАЗ-2107

Коробка передач ВАЗ-2107 предназначена для преобразования крутящего момента от двигателя и передачи его на ведущие колеса автомобиля. Благодаря КПП обеспечивается плавное изменение скорости движения в широком диапазоне.

На "семерке" устанавливается 5-ступенчатая механическая коробка передач, которая имеет 5 передач для движения вперед и 1 передачу заднего хода.

Принцип работы КПП основан на изменении передаточного числа между ведущим валом коробки, соединенным с коленчатым валом двигателя, и ведомым валом, соединенным с карданной передачей. Это достигается за счет комбинаций из шестерен разного диаметра на валах, а также синхронизаторов.

Конструкция 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2107

Коробка передач ВАЗ-2107 конструктивно состоит из корпуса, внутри которого вращаются на подшипниках три основных вала:

  • Первичный вал
  • Вторичный вал
  • Промежуточный вал

На этих валах закреплены шестерни, которые находятся в постоянном зацеплении:

Первичный вал 1, 3, 5 передачи
Вторичный вал 2, 4 передачи и задний ход</td
Промежуточный вал Шестерни 1-5 передач и заднего хода

Передачи переключаются перемещением муфт синхронизаторов, которые соединяют определенные шестерни на вторичном валу с промежуточным валом. Управление осуществляет водитель с помощью рычага переключения передач.

Диагностика неисправностей КПП ВАЗ-2107

К основным неисправностям 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2107 относятся:

  1. Трудности при переключении передач
  2. Посторонние стуки при движении
  3. Течь трансмиссионного масла
  4. Повышенный люфт на рычаге переключения передач

Причины этих дефектов могут быть самые разные:

  • Износ синхронизаторов
  • Задиры и выработка шестерен
  • Ослабление крепления коробки к двигателю
  • Износ подшипников или повреждение сальников
  • Недостаточный уровень или плохое качество трансмиссионного масла
  • Поломка привода переключения передач

Чтобы установить точную причину, необходимо провести диагностику КПП с помощью специального оборудования в условиях автосервиса.

Ремонт 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2107 своими руками

Полноценно отремонтировать коробку передач ВАЗ-2107 в гаражных условиях крайне сложно из-за ее конструктивной сложности. Однако некоторые работы с КПП вполне может выполнить автолюбитель с опытом.

Рассмотрим основные этапы ремонта 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2107 своими руками:

  1. Демонтировать коробку передач с автомобиля
  2. Проверить внешний вид корпуса и крепежа, при наличии трещин - выполнить сварку или заменить коробку
  3. Разобрать коробку, детально осмотреть все детали, определить неисправные
  4. Заменить изношенные шестерни и синхронизаторы или отправить коробку в ремонт
  5. Собрать коробку с заменой сальников и подшипников
  6. Установить коробку на автомобиль и проверить работу

Ключевым моментом является решение о ремонте коробки своими силами или отправке в сервис. От этого зависит качество ремонта и стоимость работ.

При значительном износе шестерен, вилок переключения или валов, экономически целесообразнее приобрести б/у коробку в хорошем состоянии, нежели пытаться восстановить сильно изношенную.

Замена сальника первичного вала КПП ВАЗ-2107

Одним из распространенных дефектов КПП является износ или повреждение сальника первичного вала. Это приводит к утечкам масла в картер двигателя.

Замену сальника коробки передач на ВАЗ-2107 можно выполнить самостоятельно, имея минимум опыта.

Для этого необходимо:

  1. Демонтировать кожух сцепления
  2. Снять старый сальник с первичного вала при помощи съемника
  3. Тщательно очистить посадочное место и вал
  4. Установить новый сальник в посадочное место при помощи монтажной оправки
  5. Установить кожух сцепления и проверить герметичность

Устранение течи масла из корпуса КПП

Еще одной распространенной проблемой 5-ступенчатой схема коробки передач ваз 2107 5 ступка являются течи масла через прокладки и сальники корпуса.

Чтобы устранить течь, необходимо выполнить следующее:

  1. Тщательно очистить корпус коробки от загрязнений
  2. Выявить места течи масла
  3. Заменить изношенные уплотнительные прокладки или сальники
  4. Проверить состояние плоскостей прилегания и крепежа

При наличии трещин на корпусе или разрушении плоскостей прилегания необходима замена коробки передач.

Замена подшипников валов КПП

Пятиступенчатая КПП ВАЗ-2107 имеет по три подшипника на каждом из трех валов. Со временем подшипники изнашиваются и требуют замены.

Чтобы поменять подшипник в КПП ВАЗ-2107, необходимо:

  1. Полностью разобрать коробку
  2. С помощью съемника демонтировать изношенный подшипник с вала
  3. Зачистить посадочное место на валу
  4. Установить новый подшипник на вал
  5. Собрать коробку передач

При значительном люфте вала целесообразно заменить весь вал в сборе, а не только подшипник.

Замена муфты синхронизатора КПП

Муфта синхронизатора отвечает за плавное переключение передач в схеме коробки передач ВАЗ-2107 5 ступка. При ее износе или задирах затрудняется включение передач.

Для замены муфты синхронизатора необходимо:

  1. Полностью разобрать КПП
  2. Демонтировать изношенную муфту синхронизатора со штока или ступицы шестерни
  3. Установить новую муфту синхронизатора
  4. Выполнить балансировку валов и регулировку зацепления шестерен

Дефекты муфты синхронизатора возникают при эксплуатации автомобиля с изношенными шестернями КПП.

Проверка люфтов на валах КПП

Со временем в подшипниках валов возникает люфт, который приводит к стукам, вибрациям и ускоренному износу деталей схема коробки передач ВАЗ-2107 5 ступка.

Чтобы проверить люфты в собранной КПП ВАЗ-2107, необходимо:

  1. Установить рычаг переключения в нейтральное положение
  2. Приложить усилие к торцам валов в осевом направлении и замерить величину люфта
  3. Люфт более 0,2 мм говорит об износе подшипников

При больших люфтах требуется ревизия подшипников или замена изношенных валов КПП.

Проверка боковых зазоров в зацеплении шестерен КПП

Для плавной бесшумной работы схемы КПП необходимо обеспечить оптимальные боковые зазоры в зацеплении шестерен на всех передачах.

Для этого на собранной коробке замеряют зазор щупом между зубьями шестерен на нескольких участках. Допустимый диапазон 0,2-0,4 мм.

При выходе за пределы нужно отрегулировать зацепление или заменить изношенные шестерни.

Диагностика дефектов привода переключения КПП

Неполадки в системе управления также могут вызвать проблемы с переключением пятиступенчатой КПП.

Для диагностики проверяют:

  • Люфт в шарнирах тяг и рычагов
  • Состояние вилок переключения
  • Износ механизма блокировки заднего хода
  • Работоспособность датчика нейтрального положения

При обнаружении дефектов следует заменить неисправные детали или весь механизм переключения.

Тюнинг 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2107

Для форсированных моторов или гоночных автомобилей применяют тюнинг ступка КПП ВАЗ-2107 в виде усиления ответственных деталей.

Комментарии