Схема коробки передач "ВАЗ-2107.5" (ступка). Ремонт КПП ВАЗ
Коробка передач - один из важнейших узлов автомобиля ВАЗ-2107. От ее технического состояния напрямую зависит комфорт и безопасность поездки. Давайте разберемся в устройстве 5-ступенчатой КПП "семерки", рассмотрим типичные неисправности и способы их устранения своими руками.
Назначение и принцип работы КПП ВАЗ-2107
Коробка передач ВАЗ-2107 предназначена для преобразования крутящего момента от двигателя и передачи его на ведущие колеса автомобиля. Благодаря КПП обеспечивается плавное изменение скорости движения в широком диапазоне.
На "семерке" устанавливается 5-ступенчатая механическая коробка передач, которая имеет 5 передач для движения вперед и 1 передачу заднего хода.
Принцип работы КПП основан на изменении передаточного числа между ведущим валом коробки, соединенным с коленчатым валом двигателя, и ведомым валом, соединенным с карданной передачей. Это достигается за счет комбинаций из шестерен разного диаметра на валах, а также синхронизаторов.
Конструкция 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2107
Коробка передач ВАЗ-2107 конструктивно состоит из корпуса, внутри которого вращаются на подшипниках три основных вала:
- Первичный вал
- Вторичный вал
- Промежуточный вал
На этих валах закреплены шестерни, которые находятся в постоянном зацеплении:
Первичный вал | 1, 3, 5 передачи |
Вторичный вал | 2, 4 передачи и задний ход</td |
Промежуточный вал | Шестерни 1-5 передач и заднего хода |
Передачи переключаются перемещением муфт синхронизаторов, которые соединяют определенные шестерни на вторичном валу с промежуточным валом. Управление осуществляет водитель с помощью рычага переключения передач.
Диагностика неисправностей КПП ВАЗ-2107
К основным неисправностям 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2107 относятся:
- Трудности при переключении передач
- Посторонние стуки при движении
- Течь трансмиссионного масла
- Повышенный люфт на рычаге переключения передач
Причины этих дефектов могут быть самые разные:
- Износ синхронизаторов
- Задиры и выработка шестерен
- Ослабление крепления коробки к двигателю
- Износ подшипников или повреждение сальников
- Недостаточный уровень или плохое качество трансмиссионного масла
- Поломка привода переключения передач
Чтобы установить точную причину, необходимо провести диагностику КПП с помощью специального оборудования в условиях автосервиса.
Ремонт 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2107 своими руками
Полноценно отремонтировать коробку передач ВАЗ-2107 в гаражных условиях крайне сложно из-за ее конструктивной сложности. Однако некоторые работы с КПП вполне может выполнить автолюбитель с опытом.
Рассмотрим основные этапы ремонта 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2107 своими руками:
- Демонтировать коробку передач с автомобиля
- Проверить внешний вид корпуса и крепежа, при наличии трещин - выполнить сварку или заменить коробку
- Разобрать коробку, детально осмотреть все детали, определить неисправные
- Заменить изношенные шестерни и синхронизаторы или отправить коробку в ремонт
- Собрать коробку с заменой сальников и подшипников
- Установить коробку на автомобиль и проверить работу
Ключевым моментом является решение о ремонте коробки своими силами или отправке в сервис. От этого зависит качество ремонта и стоимость работ.
При значительном износе шестерен, вилок переключения или валов, экономически целесообразнее приобрести б/у коробку в хорошем состоянии, нежели пытаться восстановить сильно изношенную.
Замена сальника первичного вала КПП ВАЗ-2107
Одним из распространенных дефектов КПП является износ или повреждение сальника первичного вала. Это приводит к утечкам масла в картер двигателя.
Замену сальника коробки передач на ВАЗ-2107 можно выполнить самостоятельно, имея минимум опыта.
Для этого необходимо:
- Демонтировать кожух сцепления
- Снять старый сальник с первичного вала при помощи съемника
- Тщательно очистить посадочное место и вал
- Установить новый сальник в посадочное место при помощи монтажной оправки
- Установить кожух сцепления и проверить герметичность
Устранение течи масла из корпуса КПП
Еще одной распространенной проблемой 5-ступенчатой схема коробки передач ваз 2107 5 ступка являются течи масла через прокладки и сальники корпуса.
Чтобы устранить течь, необходимо выполнить следующее:
- Тщательно очистить корпус коробки от загрязнений
- Выявить места течи масла
- Заменить изношенные уплотнительные прокладки или сальники
- Проверить состояние плоскостей прилегания и крепежа
При наличии трещин на корпусе или разрушении плоскостей прилегания необходима замена коробки передач.
Замена подшипников валов КПП
Пятиступенчатая КПП ВАЗ-2107 имеет по три подшипника на каждом из трех валов. Со временем подшипники изнашиваются и требуют замены.
Чтобы поменять подшипник в КПП ВАЗ-2107, необходимо:
- Полностью разобрать коробку
- С помощью съемника демонтировать изношенный подшипник с вала
- Зачистить посадочное место на валу
- Установить новый подшипник на вал
- Собрать коробку передач
При значительном люфте вала целесообразно заменить весь вал в сборе, а не только подшипник.
Замена муфты синхронизатора КПП
Муфта синхронизатора отвечает за плавное переключение передач в схеме коробки передач ВАЗ-2107 5 ступка. При ее износе или задирах затрудняется включение передач.
Для замены муфты синхронизатора необходимо:
- Полностью разобрать КПП
- Демонтировать изношенную муфту синхронизатора со штока или ступицы шестерни
- Установить новую муфту синхронизатора
- Выполнить балансировку валов и регулировку зацепления шестерен
Дефекты муфты синхронизатора возникают при эксплуатации автомобиля с изношенными шестернями КПП.
Проверка люфтов на валах КПП
Со временем в подшипниках валов возникает люфт, который приводит к стукам, вибрациям и ускоренному износу деталей схема коробки передач ВАЗ-2107 5 ступка.
Чтобы проверить люфты в собранной КПП ВАЗ-2107, необходимо:
- Установить рычаг переключения в нейтральное положение
- Приложить усилие к торцам валов в осевом направлении и замерить величину люфта
- Люфт более 0,2 мм говорит об износе подшипников
При больших люфтах требуется ревизия подшипников или замена изношенных валов КПП.
Проверка боковых зазоров в зацеплении шестерен КПП
Для плавной бесшумной работы схемы КПП необходимо обеспечить оптимальные боковые зазоры в зацеплении шестерен на всех передачах.
Для этого на собранной коробке замеряют зазор щупом между зубьями шестерен на нескольких участках. Допустимый диапазон 0,2-0,4 мм.
При выходе за пределы нужно отрегулировать зацепление или заменить изношенные шестерни.
Диагностика дефектов привода переключения КПП
Неполадки в системе управления также могут вызвать проблемы с переключением пятиступенчатой КПП.
Для диагностики проверяют:
- Люфт в шарнирах тяг и рычагов
- Состояние вилок переключения
- Износ механизма блокировки заднего хода
- Работоспособность датчика нейтрального положения
При обнаружении дефектов следует заменить неисправные детали или весь механизм переключения.
Тюнинг 5-ступенчатой КПП ВАЗ-2107
Для форсированных моторов или гоночных автомобилей применяют тюнинг ступка КПП ВАЗ-2107 в виде усиления ответственных деталей.