Обязательные поля форм: как правильно отмечать и использовать
Формы составляют неотъемлемую часть большинства веб-сайтов и приложений. Корректное заполнение полей в форме часто критически важно для получения нужного результата: отправки заявки, подписки на рассылку, оформления заказа. Как правильно обозначить обязательные и необязательные поля в форме? Давайте разберемся.
Общие правила размещения обязательных полей
Прежде всего, обязательные к заполнению поля лучше размещать в самом начале формы. Так пользователь сразу видит, какая информация нужна обязательно. Необязательные поля можно оставить ближе к концу.
Второй важный момент - визуальное выделение. Для обязательных полей чаще всего используют красную звездочку и подпись "Обязательно". Также возможны другие варианты - рамка вокруг поля, изменение фона или шрифта.
При разработке дизайна формы постарайтесь минимизировать количество обязательных полей. Запрашивайте у пользователя только действительно необходимую информацию.
HTML атрибут required
В HTML есть специальный атрибут required
, позволяющий сделать поле обязательным для заполнения. Пример кода:
<input type="text" required>
При попытке отправки формы с незаполненным полем браузер выведет сообщение и не даст отправить данные, пока пользователь не заполнит обязательное поле. Это работает для текстовых полей, флажков, выпадающих списков.
Валидация обязательных полей на Javascript
С помощью Javascript можно реализовать более гибкую проверку заполнения полей перед отправкой формы. Это позволяет, например, проверять заполнение нестандартных полей или отображать пользовательские сообщения.
- Получаем доступ к элементам формы, например:
let name = document.getElementById('name');
- Проверяем значение на пустоту:
if(!name.value) { // поле пустое, показать ошибку }
- Выводим сообщение об ошибке и блокируем отправку формы
Такая javascript валидация используется, если требуются нестандартные проверки или вывод специфичных сообщений об ошибке.
Указание обязательных полей в интерфейсах
Отмечать обязательные поля нужно не только в веб-формах, но и в интерфейсах различных систем - CRM, ERP, CMS. К примеру, в популярных конструкторах сайтов типа WordPress для обозначения обязательных полей используют красную звездочку.
Это позволяет сразу видеть пользователю и разработчику, заполнение каких данных является обязательным при работе с системой.
Обязательные поля в онлайн-опросах и анкетах
Онлайн-опросы и анкеты также нередко включают в себя обязательные для заполнения поля. Это могут быть социально-демографические данные респондента или ответы на ключевые вопросы исследования.
Здесь особенно важно не переборщить с числом обязательных полей, чтобы не отпугнуть человека от заполнения анкеты. Оптимальный объем - 5-7 таких полей.
Обязательные поля при заполнении онлайн-заявок
При оформлении заявок на получение кредитов, онлайн-страховок, госуслуг и т.п. часто требуется заполнить десятки обязательных полей - паспортные данные, адрес, телефон и прочее.
Чтобы не отпугнуть клиента, эти поля разбивают на несколько шагов, постепенно запрашивая все больше информации. На каждом этапе - не более 5-7 обязательных полей.
Особенности обязательных полей при регистрации на сайтах
При регистрации на интернет порталах пользователю также необходимо заполнить ряд данных: логин, пароль, email, фамилия и т.д. Число таких полей стараются свести к минимуму.
Для повышения конверсии регистрационную форму también часто делят на несколько шагов по принципу воронки. Сначала просить только email и пароль, а остальные данные - после подтверждения регистрации.
Подводные камни обязательных полей
Главный минус обязательных полей - они повышают порог входа, снижая конверсию. По возможности от них лучше отказаться, оставив только самые важные.
Еще одна распространенная ошибка - запрос слишком большого числа обязательных данных сразу. Это гарантированно отпугнет людей.
Альтернативы обязательным полям
Вместо обязательных полей в формах можно использовать альтернативные варианты:
- Предзаполнение данных по умолчанию, из которых пользователь при желании может выбрать подходящий вариант
- Автозаполнение ранее введенных данных, если пользователь уже регистрировался на сайте
- Динамическая подстановка данных в зависимости от предыдущих ответов
Такие приемы позволяют сократить число обязательных полей, упростив процесс заполнения формы для пользователя.
Обязательные поля и юзабилити
С точки зрения юзабилити, обязательные поля ухудшают восприятие формы, вызывая психологическое отторжение.
По возможности, лучше минимизировать их число, оставив только действительно необходимый минимум. И использовать альтернативные способы вместо принудительного заполнения.
Обязательные поля и конверсия
Число обязательных полей в форме напрямую влияет на ее конверсию - долю посетителей, успешно заполнивших форму.
С ростом числа таких полей конверсия неизбежно снижается. Особенно сильно это заметно на мобильных устройствах. Поэтому их количество стоит по возможности минимизировать.
Обязательные поля и LGPD
Согласно закону о защите персональных данных в Бразилии, приложения и сайты обязаны запрашивать только минимально необходимый объем персональной информации у пользователей.
Поэтому для соответствия LGPD рекомендуется свести к минимуму использование обязательных полей, оставив только критически важные.