Калильное зажигание. Двигатель Даймлера. Калильное число

Калильное зажигание - устаревший, но по-прежнему актуальный способ воспламенения топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания. Давайте разберемся в его особенностях.

История калильного зажигания

Калильное зажигание использовалось в первых двигателях внутреннего сгорания, таких как двигатель Даймлера. Воспламенение топливно-воздушной смеси осуществлялось с помощью предварительно разогретой калильной головки или трубки перед концом такта сжатия.

Калильная головка представляла собой камеру, сообщающуюся с цилиндром двигателя. Перед запуском ее необходимо было сильно разогреть до нужной температуры, например с помощью горелки. В процессе работы температура поддерживалась за счет сгорания топлива. Преимуществом такой системы была простота устройства, недостатком - большой расход топлива на разогрев и поддержание температуры.

Калильное зажигание — это система зажигания, применявшаяся в двигателях внутреннего сгорания до изобретения искровой системы зажигания.

Со временем калильное зажигание было вытеснено электрической системой зажигания от свечей. Это позволило повысить эффективность двигателей и снизить расход топлива. Однако и по сей день калильное зажигание применяется в некоторых специализированных микродвигателях, где важны компактность и простота конструкции.

Калильное зажигание сегодня

Несмотря на вытеснение электрическими системами зажигания, калильное зажигание иногда возникает и на современных двигателях как нежелательный побочный эффект. Рассмотрим, в каких случаях это происходит, как определить наличие проблемы и какие последствия она влечет.

Причины возникновения на современных двигателях

К калильному зажиганию могут привести:

  • Установка свечей с неправильным калильным числом
  • Скопление нагара и отложений в камере сгорания
  • Перегрев двигателя и отдельных его деталей (поршня, клапанов)
  • Нарушение регулировки системы зажигания

В таких условиях раскаленные детали двигателя (свечи, клапаны, отложения нагара) могут воспламенять топливную смесь раньше положенного момента.

Как определить наличие калильного зажигания

О наличии калильного зажигания свечей могут свидетельствовать:

  1. Повышенный шум и вибрация на высоких оборотах
  2. Падение мощности и динамики автомобиля
  3. Продолжение работы двигателя после выключения зажигания

Также следует отличать калильное зажигание от схожих явлений - детонации и дизелинга. При детонации происходят характерные хлопки в двигателе, а дизелинг - это работа двигателя после выключения зажигания за счет остатков топлива.

Последствия калильного зажигания

Калильное зажигание крайне негативно влияет на техническое состояние двигателя. Возможны такие последствия:

  • Прогар клапанов и поршней
  • Поломка поршневых колец
  • Сколы на гильзах цилиндров
  • Усталостные трещины в блоке цилиндров

Поэтому при появлении признаков калильного зажигания следует срочно принимать меры по устранению неисправности, иначе двигатель может выйти из строя.

Причины возникновения на свечах

Рассмотрим подробнее, калильное зажигание каких именно деталей двигателя наиболее опасно и почему оно происходит.

Неправильно подобранные свечи

Чаще всего калильное зажигание происходит из-за перегрева свечей зажигания. К этому могут привести:

  1. Установка свечей с меньшим калильным числом, чем требуется
  2. Использование дешевых некачественных свечей
  3. Эксплуатация свечей после истечения срока службы

Правильный подбор свечей по калильному числу крайне важен. Это параметр, определяющий температурную стойкость изолятора свечи.

Загрязнения в камере сгорания

Еще одной распространенной причиной являются отложения нагара и загрязнения на деталях камеры сгорания - клапанах, стенках цилиндров. Такие отложения могут раскаляться в процессе работы и воспламенять смесь раньше положенного срока.

Для борьбы с загрязнениями необходимо регулярно проводить очистку камеры сгорания и другие профилактические работы.

Калильное число свечей

Калильное число показывает температурную стойкость изолятора свечи зажигания. Чем выше это число, тем жаропрочнее конструкция свечи и меньше риск перегрева и калильного зажигания.

Что такое калильное число свечей зажигания

Калильное число свечей зажигания - это показатель, определяющий, при какой максимальной температуре в камере сгорания изолятор свечи сохраняет работоспособность, не вызывая самовоспламенения смеси.

Чем выше температура в цилиндре, тем больше должно быть калильное число свечи для надежной эксплуатации.

Как выбрать нужное калильное число

Выбор свечей по калильному числу зависит от параметров конкретного двигателя - степени сжатия, мощности, температурного режима. Калильное число подбирается по специальным таблицам производителей свечей.

Например, вот таблица калильных чисел свечей NGK - одного из популярных производителей:

Модель двигателя Рекомендуемое калильное число
Toyota Camry 2.4L 6
Honda Civic 1.6L 7

Для правильного подбора обязательно учитывайте все технические характеристики вашего двигателя.

Борьба с калильным зажиганием свечей

Рассмотрим основные способы борьбы с калильным зажиганием свечей для предотвращения поломки двигателя.

Замена свечей на рекомендованные

Ключевым моментом является установка свечей в строгом соответствии с рекомендациями автопроизводителя по модели и калильному числу. Не стоит экономить на дешевых некачественных свечах.

Очистка камеры сгорания

Также важно регулярно очищать камеру сгорания от нагара и загрязнений с помощью специальных присадок в бензин или механической очистки деталей.

Это поможет минимизировать отложения, способные раскаляться и вызывать преждевременное зажигание смеси.

Регулировка системы зажигания

Сбои в работе системы зажигания - еще одна распространенная причина перегревов и калильного эффекта. Регулярно проверяйте и регулируйте угол опережения зажигания, состояние распределителя, высоковольтных проводов и других элементов системы.

Профилактическое обслуживание

Регулярно проводите полное техническое обслуживание двигателя - замену масла, фильтров, проверку всех систем и узлов. Это позволит предотвратить перегревы и другие неисправности, способствующие калильному эффекту.

Контроль состояния свечей

Периодически извлекайте и осматривайте свечи зажигания. Обращайте внимание на цвет и состояние электродов - это важные индикаторы условий в камере сгорания.

Признаки сильных перегревов или загрязнений свечей требуют немедленной замены и решения проблем, которые их вызывают.

Выбор термостойких свечей

При эксплуатации форсированных и высокофорсированных двигателей используйте свечи увеличенного ресурса с более термостойким изолятором.

Это позволит снизить риск калильного зажигания даже при повышенных температурах в цилиндре.

Замена некачественного топлива

Плохое топливо может приводить к образованию нагара и отложений, способствующих перегревам. Используйте бензин только из проверенных легитимных источников, отдавайте предпочтение сетевым заправочным станциям.

Ремонт двигателя после калильного зажигания

Если все профилактические меры не помогли и произошло калильное зажигание со значительными повреждениями двигателя, необходим капитальный ремонт.

При ремонте после калильного зажигания обычно требуется:

  • Замена поршневых колец и поршней
  • Притирка клапанов или полная замена
  • Восстановление гильз цилиндров
  • Замена свечей зажигания

Также могут потребоваться работы по ремонту или замене распредвала, топливной аппаратуры и других систем.

Стоимость ремонта варьирует от 30 до 70 тысяч рублей в зависимости от объема повреждений, модели и типа двигателя, стоимости запасных частей, условий и сроков проведения работ.

После дорогостоящего ремонта очень важно не допустить повторного возникновения калильного эффекта. Рекомендуется строго соблюдать регламент техобслуживания, контролировать состояние свечей и других систем, использовать только качественное топливо. При первых подозрительных симптомах следует обратиться к автомеханику.

Комментарии