Где находится диагностический разъем: поиск нужного разъема в автомобиле

Автомобиль - сложная техническая система, в которой периодически возникают неисправности. Чтобы оперативно их диагностировать и устранять, автопроизводители оснащают машины специальными диагностическими разъемами.

Общая информация о диагностических разъемах

Первые диагностические разъемы в автомобилях появились в 1970-х годах, когда начали использоваться электронные блоки управления двигателями. Эти блоки уже имели встроенные системы самодиагностики и разъемы для подключения диагностического оборудования.

Замыкая контакты разъема, можно произвести с помощью блинк-кодов диагностику неисправности блоков управления двигателя.

По мере развития компьютерных технологий появились диагностические сканеры для подключения к этим разъемам и считывания кодов ошибок. Однако долгое время не было единого стандарта - каждый производитель использовал собственные протоколы и типы разъемов.

Стандарт OBD2

Первым шагом к унификации стал стандарт OBD1, введенный компанией General Motors в 1980-х годах. В 1996 году его сменила новая версия - OBD2, получившая широкое распространение и использующаяся по сей день.

Стандарт OBD2 регламентирует:

  • единый 16-пиновый разъем диагностики;
  • протоколы обмена данными (K-Line, CAN);
  • формат кодов ошибок.

Благодаря этому появилась возможность использовать универсальные автосканеры для диагностики автомобилей различных марок. Распространение получили сканеры ELM327, подключаемые к смартфонам и планшетам.

Типы и конструкции диагностических разъемов

Несмотря на наличие стандарта OBD2, на различных автомобилях встречаются разные типы разъемов:

  • 16-пиновый разъем имеет форму трапеции, является наиболее распространенным;
  • у грузовиков и коммерческого транспорта разъемы других типов;
  • на старых авто до 2000 года форма разъема не регламентировалась.
No контакта Назначение
1 Данные канала К-Line
2 CAN High (САН-H)
3 Заземление (GND)

В таблице показано назначение некоторых контактов 16-пинового разъема. По шинам передачи данных CAN и K-Line происходит обмен информацией между бортовым компьютером и диагностическим оборудованием.

Варианты расположения разъемов OBD2

Где находится диагностический разъем - один из самых частых вопросов при подготовке к диагностике автомобиля. Дело в том, что стандарт OBD2 не регламентирует точное место расположения разъема - лишь ограничивает максимальное расстояние до 1 метра от руля.

Поэтому на практике встречаются различные варианты:

  • под рулевой колонкой (чаще всего слева);
  • на центральной консоли;
  • под панелью приборов;
  • в моторном отсеке.

Рассмотрим конкретные примеры расположения OBD2-разъемов на популярных автомобилях.

Иномарки

На BMW разъем находится под капотом слева, на Mercedes справа под панелью приборов. У Хонды и Тойоты, как правило, разъем расположен под рулевой колонкой. На Мазде его положение выбирали под бардачком. На Фольксваген и Ауди разъем часто монтируется в полу слева или справа от руля.

Отечественные автомобили

Диагностические разъемы ВАЗ где находится - тоже большой вопрос. На "копейке" расположен под бардачком, на "Ниве" - под перчаточным ящиком, на "Приоре" - слева от бардачка, а на ВАЗ-2115 - под сидением переднего пассажира. Фото разъема у каждой модели можно легко найти в интернете, если заранее выяснить местоположение не получилось.

Итак, мы убедились, что стандартный OBD2-разъем может "мигрировать" по салону автомобиля и обнаружить его бывает непросто. У грузовиков и автобусов чаще всего он располагается под панелью приборов, а на старых авто до 2000 г. присутствует далеко не всегда. Поэтому при поиске необходимо быть внимательным и пользоваться фонариком - разъем может "спрятаться" в неожиданном месте.

Комментарии