Как проверить реле на работоспособность?

Реле является важным компонентом электрических систем в автомобилях, бытовой технике и промышленном оборудовании. От его исправной работы зависит безопасность и надежность всей системы. Давайте разберемся, как своими руками проверить работоспособность различных видов реле.

Устройство и принцип действия реле

Реле состоит из электромагнита и подвижного якоря с контактами. При подаче напряжения на катушку электромагнита якорь притягивается, замыкая или размыкая контакты. Таким образом происходит коммутация электрической цепи под управлением слабых токов.
Различают одно-, двух- и трехполюсные реле. В зависимости от числа контактов (полюсов) меняется количество коммутируемых цепей. Например, в автомобиле может использоваться:

  • однополюсное реле стартера (включение стартера);
  • двухполюсное реле вентилятора (включение двух скоростей);
  • трехполюсное реле бензонасоса (подача топлива и сигнал в бортовую сеть о включении).

Кроме того, различают нормально замкнутые (НЗ) и нормально разомкнутые (НР) контакты в реле: НЗ - замкнуты при обесточенной катушке НР - разомкнуты при обесточенной катушке

Проверка автомобильного реле мультиметром

Для проверки реле понадобится мультиметр. Рассмотрим последовательность действий на примере четырехконтактного автореле:

  1. Подключить мультиметр к контактам 30 и 87а (силовым). В исходном состоянии прибор должен показывать разрыв цепи.
  2. Замерить сопротивление обмотки реле между контактами 85 и 86. Для исправного реле оно должно находиться в диапазоне 50-100 Ом.
  3. Подать напряжение 12 В на катушку реле (контакты 85 и 86). Мультиметр должен показать замыкание контактов 30 и 87а.
  4. Снять напряжение с катушки, контакты разомкнутся.

Если показания соответствуют описанным - реле исправно. Если контакты не замыкаются/размыкаются или сопротивление обмотки вне нормы - реле неисправно.

Проверка реле стартера автомобиля

Рассмотрим последовательность проверки реле стартера (РС) с помощью аккумулятора или мультиметра. Неисправность РС - распространенная причина отказа стартера.

  1. Извлечь реле стартера из монтажного блока автомобиля.
  2. Проверить визуально целостность катушки реле и подводящих контактов.
  3. Измерить сопротивление обмотки катушки (контакты 50 и Д). Величина должна находиться в пределах 3-5 Ом.
  4. Подать напряжение 12В на клеммы 30 и 50 реле. Должно быть слышно втягивание якоря. Замерить омметром сопротивление между контакта 30 и 87 - показания должны стремиться к 0 Ом.
  5. Снять питание, якорь возвращается в исходное положение под действием возвратной пружины.

При несоответствии параметров - заменить реле на исправное.

Особенности проверки реле-регулятора

Рассмотрим проверку реле-регулятора на примере реле регулятора холостого хода (РХХ).

  • Извлечь реле РХХ из монтажного блока автомобиля.
  • Отсоединить разъем от катушки реле. Омметром замерить сопротивления между контактами катушки - номинал 90...150 Ом.
  • Подать напряжение 12 В на контакты катушки. Должно быть слышно втягивание якоря.
  • Попеременно прикладывать напряжение 4...10 В к контактам 87 и 30. Происходит перемещение якоря и изменение сопротивления на резисторах реле.

При механических звуках втягивания якоря и корректном сопротивлении обмотки - реле исправно.

Поиск неисправностей реле печки

Рассмотрим поиск типовых неисправностей реле блока управления автономным отопителем (автопечкой).

  1. Проверить напряжение питания на разъеме реле (контакты 30 и 87) - должно быть 12В.
  2. Замерить сопротивление катушки реле (контакты 86 и 85) - номинал 65...85 Ом.
  3. Подать напряжение на катушку реле - якорь должен втягиваться с характерным звуком.
  4. Измерить омметром сопротивление замкнутых контактов якоря (30 и остальные). При исправном реле сопротивление стремится к 0 Ом.

При несоответствии параметров - заменить реле.

Проверка реле-прерывателей стеклоочистителя ВАЗ

Распространенная поломка автомобилей ВАЗ - выход из строя реле-прерывателей стеклоочистителя. Алгоритм проверки следующий:

  1. Извлечь реле из монтажного блока автомобиля.
  2. Измерить сопротивление обмотки катушки реле (контакты 1 и 2). Должно быть в районе 400 Ом.
  3. Подключить АКБ к клеммам реле. Должен раздаться щелчок от срабатывания реле.
  4. Измерить омметром замкнутые контакты 3 и 4. Сопротивление должно стремиться к нулю.
  5. Снять питание с катушки. Реле должно вернуть контакты 3 и 4 в разомкнутое состояние.

Если параметры не сходятся с указанными значениями - реле неисправно.

Проверка твердотельного реле

Твердотельное реле (ТТР) отличается от электромагнитного тем, что коммутация происходит с помощью полупроводниковых элементов. На вход управления ТТР подается небольшое напряжение, а контакты коммутируют силовую цепь. Рассмотрим проверку ТТР для цепей переменного тока с помощью мультиметра (Рис. 1).

Этап проверки Показания при исправном ТТР
1. Измерить сопротивление между клеммами 1 и 2 Разрыв цепи (бескон. сопротивление) при обесточ. катушке
2. Подать напряжение 9-32В на вывод 3 (+) и 4 (-) Переходное сопротивление между 1 и 2 клеммами
3. Снять напряжение с катушки ТТР Клеммы 1 и 2 - разомкнуты (высокое сопротивление)

Особенности подбора и замены реле

При необходимости замены неисправного реле, важно подобрать аналог с эквивалентными параметрами:

  • Номинал напряжения катушки
  • Величина коммутируемого тока контактами
  • Количество замыкаемых цепей (полюсов)
  • Тип контактной группы (НР, НЗ или переключающие)

Даже незначительные отклонения параметров могут стать причиной быстрого выхода нового реле из строя. Также недопустима "перекоммутация" контактных групп. НР группа может заменяться только аналогичной НР.

Практические рекомендации по работе с реле

Для обеспечения долговременной безаварийной работы реле рекомендуется:

  1. Размещать реле на максимально возможном удалении от источников нагрева.
  2. Выбирать реле с запасом по коммутируемой мощности.
  3. При повышенных вибрациях предусматривать виброизоляцию крепления.
  4. При частом переключении предусмотреть защитный контур с RC-цепочкой для подавления электрических помех.

Соблюдение этих простых рекомендаций позволит многократно продлить срок службы реле.

Заключение

В статье подробно описаны способы как проверить реле на работоспособность для различных типов: автомобильных, стартеров, регуляторов, твердотельных и электромагнитных. Рассмотрена пошаговая последовательность действий при тестировании с помощью мультиметра или других простых инструментов. Приведены проверочные тесты и параметры исправных реле. Даны практические рекомендации по выбору и замене неисправных реле.

Комментарии