Блок комфорта ("Приора"): описание, схема, устройство и замена
Блок комфорта - это важнейший элемент электрооборудования автомобиля Лада "Приора". От его исправной работы зависит функционирование освещения, стеклоподъемников, сигнализации и многих других систем, влияющих на комфорт и безопасность водителя и пассажиров.
Назначение блока комфорта
Основное предназначение блока комфорта - контроль и управление бортовой электрикой автомобиля "Лада Приора". Это компактный блок в пластиковом корпусе, к которому подключаются датчики, исполнительные механизмы, лампы и другие электрические компоненты машины.
В зависимости от комплектации автомобиля, блок комфорта "Приора" может управлять следующими системами:
- Габаритные огни и ближний свет фар
- Плафоны освещения салона
- Указатели поворотов
- Электрические стеклоподъемники
- Регулировка и обогрев наружных зеркал
- Охранная сигнализация
- Центральный замок дверей
- Подсветка багажника
- Подсветка панели приборов
Таким образом, от работоспособности блока комфорта зависит практически вся электрооснастка автомобиля. При выходе его из строя движение особенно в темное время суток и по оживленным городским улицам становится крайне затруднительным и опасным.
Устройство блока комфорта "Приора"
По своей конструкции блок комфорта "Приора" представляет собой печатную плату, заключенную в пластиковый корпус размером примерно 15 x 10 x 5 см. Масса блока составляет около 0,3 кг.
На плате размещены следующие электронные компоненты:
- Микросхемы и микроконтроллеры
- Реле и силовые ключи
- Стабилизатор напряжения
- Разъемы для подключения внешних цепей
В процессе работы микроконтроллер обрабатывает сигналы от датчиков и формирует команды управления исполнительными механизмами через силовые ключи и реле. Так с помощью блока комфорта "Приора" происходит, к примеру, открытие окон при нажатии соответствующей кнопки или включение габаритных огней при вращении ключа в замке зажигания.
Расположение блока в автомобиле
Блок комфорта "Приора" монтируется под панелью приборов в нижней части центральной консоли автомобиля, как раз над блоком управления двигателем.
Чтобы получить физический доступ к блоку, необходимо снять пластиковые накладки с обеих сторон центрального тоннеля:
- Снять накладку у ног переднего пассажира
- Снять накладку у ног водителя, открутив саморезы
После этого блок комфорта становится доступен для визуального осмотра, подключения диагностических приборов или демонтажа. Крепится он с помощью двух гаек, для откручивания которых потребуется гаечный ключ на 10.
блок комфорта приора схема
Для правильной диагностики или ремонта блока комфорта необходимо четко представлять расположение его внутренних цепей и внешних разъемов. Рассмотрим типовую схему подключений блока комфорта "Приора".
Блок имеет два многоштырьковых разъема:
- Разъем питания (тяжелый черный провод) подает на блок напряжения бортовой сети 12 В или 5 В
- Разъем управления передает сигналы на исполнительные устройства
Контакты разъемов подключаются к датчикам, лампам, электроприводам и другим потребителям. Например, на рисунке видно, что контакты No 3 и No 7 отвечают за управление передним и задним стеклоочистителем соответственно. А контакты No 10 и No 22 запитывают цепи габаритных огней и подсветки номерного знака.
Зная эту схему и имея необходимые измерительные приборы, можно быстро определить какой именно элемент блока комфорта вышел из строя.
Неисправности блока комфорта
К сожалению, блок комфорта является одним из наиболее "проблемных" узлов автомобиля "Приора". Из-за постоянных вибраций и перепадов температуры часто происходят отказы отдельных электронных компонентов на плате блока.
К наиболее распространенным неисправностям блока комфорта "Приора" относятся:
- Перегорание предохранителей цепей питания
- Обрыв проводов, идущих к внешним исполнительным устройствам
- Выход из строя отдельных микросхем или реле на плате
- Нарушение контакта в разъемах блока
Среди внешних проявлений характерных неисправностей - отказ стеклоподъемников, указателей поворота, невключение габаритных огней и так далее.
Диагностика блока комфорта
При возникновении проблем нужно провести диагностику блока комфорта, чтобы определить точную причину. Последовательность действий следующая:
- Визуально осмотреть блок, обратить внимание на подгоревшие или "раздутые" элементы
- Проверить целостность предохранителей в цепях питания блока
- Измерить напряжение и сопротивление на контактах разъемов блока
- Сравнить показания с данными заводской схемы подключений
Такая пошаговая "ручная" диагностика поможет выявить неисправный узел и найти причину отказа функций.
Ремонт блока комфорта "Приора"
Основным вариантом ремонта блока комфорта является замена вышедшего из строя компонента - микросхемы, стабилизатора, реле и т.д. Если повреждена печатная плата или разъем, то требуется полная замена блока.
Ремонт можно произвести самостоятельно, если есть паяльник, отвертка, припой и флюс. Но лучше довериться профессиональной мастерской - стоимость работ невелика, зато качество высокое.
Блок комфорта приора: цена
Стоимость оригинального блока комфорта "Приора" составляет ориентировочно около 5-7 тысяч рублей. Неоригинальный аналог обойдется в 2-3 тысячи рублей. Блок с разборки можно найти по цене 1000-1500 рублей, при этом нужно учитывать риск приобрести также и скрытый дефект.
Замена блока комфорта "Приора"
Если диагностика показала полный отказ блока, требуется его замена. Чтобы установить новый или восстановленный блок комфорта, необходимо:
- Демонтировать неисправный блок
- Установить и закрепить новый
- Подсоединить разъемы питания и управления
- Проверить работоспособность систем автомобиля
После качественной замены все функции электрооборудования должны заработать в штатном режиме.
Правила эксплуатации блока комфорта
Чтобы продлить срок службы блока комфорта, необходимо придерживаться следующих правил его эксплуатации:
- Избегать механических воздействий и ударов по корпусу блока
- Следить за чистотой разъемных соединений, не допускать попадания грязи и влаги
- Контролировать надежность контактов проводов при подключении внешних цепей
- Не производить подключение блока при включенном зажигании
- Периодически проверять техническое состояние предохранителей в цепях питания
Также важно регулярно очищать блок комфорта от пыли во избежание перегрева элементов.
Особенности ремонта блока комфорта в зимний период
Зимой при низких температурах возрастает вероятность отказа электронных компонентов блока. Кроме того, существует риск повреждения пластмассового корпуса при демонтаже.
При ремонте или замене блока комфорта на морозе рекомендуется:
- Перед демонтажом прогреть салон автомобиля
- Аккуратно откручивать крепеж, не прилагая больших усилий
- При вынимании блока не допускать ударов по корпусу
Строгое соблюдение мер предосторожности поможет избежать дополнительных поломок блока комфорта в холодное время года.
Профилактика и предупреждение неисправностей
Для предотвращения отказов блока комфорта необходимо:
- Своевременно устранять возникающие электрические неполадки в других цепях автомобиля
- При отсутствии питания или массы на разъемах блока комфорта устранить причину проблемы
- Регулярно контролировать качество контактов во внешних цепях блока
- Каждые 20-30 тысяч км проверять состояние блока комфорта на СТО
Такие меры профилактики помогут минимизировать вероятность отказа важного электронного компонента автомобиля.
Альтернативные варианты блока комфорта
Помимо оригинального блока комфорта для "Лады Приоры", существуют два альтернативных варианта:
- Аналоги российского или китайского производства. Стоимость ниже, но нет гарантии надежности
- Восстановленные блоки комфорта. Проходят проверку и замену неисправных элементов. Дешевле оригинала
При выборе нужно учитывать соотношение цены и качества, чтобы решение было оптимальным.