Автомобильное 5-контактное реле: схема подключения
Автомобильное реле - незаменимый помощник при подключении дополнительного электрооборудования. Особенно популярны 5-контактные реле благодаря простоте монтажа и широким возможностям применения.
Устройство 5-контактного автореле
Конструктивно 5-контактное реле состоит из катушки, сердечника, подвижного якоря с контактной группой и возвратной пружины. При подаче напряжения на катушку сердечник намагничивается и притягивает якорь, замыкая или размыкая контакты. После снятия напряжения возвратная пружина возвращает якорь в исходное положение.
Стандартная конфигурация контактов 5-контактного реле:
- 30 - общий контакт;
- 85 - управляющий контакт катушки;
- 86 - вспомогательный контакт катушки;
- 87 - нормально разомкнутый контакт;
- 87a - нормально замкнутый контакт.
Рассмотрим три базовые схемы использования 5-контактного реле в автомобиле.
Схема No 1. Включение дополнительных фар
Эта схема позволяет подключить к бортовой сети автомобиля дополнительные фары, не нарушая работу штатных систем.
Последовательность подключения:
- Контакт 85 соединить с проводом, на который подается +12В при включении ближнего света;
- На контакт 86 подать постоянный +12В от аккумулятора;
- К контактам 30 и 87 подключить дополнительные фары.
При такой схеме реле срабатывает синхронно со штатными фарами, обеспечивая питание дополнительных осветительных приборов.
Схема No 2. Управление электрическим замком капота
Данная схема позволяет заблокировать капот автомобиля электрозамком, управляемым через центральный замок.
Порядок подключения следующий:
- Контакт 85 подключить к проводу управления центральным замком;
- Контакт 86 соединить с постоянным +12В от аккумулятора;
- К контактам 30 и 87 подсоединить питание катушки электрозамка капота.
Такая схема позволяет одновременно с запиранием дверей автомобиля блокировать замок капота, повышая защиту от угона.
Схема No 3. Управление автономным отопителем
Данная схема дает возможность дистанционно запустить автономный отопитель непосредственно через брелок автосигнализации.
Последовательность подключения:
- Контакт 85 соединить с отрицательным выходом автосигнализации;
- Контакт 86 подключить к постоянному +12В от аккумулятора;
- Через контакты 30 и 87 подать питание на отопитель.
Такая схема позволяет дистанционно запустить отопитель на 30 минут для прогрева салона или двигателя при помощи брелока сигнализации.
Как видно на примерах, 5-контактное автореле обладает широкими функциональными возможностями при несложном монтаже, что обуславливает его популярность.
Выбор 5-контактного реле
При выборе 5-контактного реле для конкретного применения необходимо обращать внимание на такие параметры:
- Допустимый ток через контакты - должен соответствовать потребляемому току подключаемого устройства;
- Напряжение срабатывания катушки - 12В или 24В;
- Тип контактов - нормально разомкнутые (НР) или нормально замкнутые (НЗ);
- Количество переключаемых контактов - от одной до четырех контактных групп.
Для подключения мощных устройств, таких как лебедка, компрессор, люминесцентные лампы и т.д. используют реле с рабочим током 40-50А. Для коммутации слаботочных цепей достаточно реле на 10-20А.
Релейные блоки на основе 5-контактных реле
Для удобства монтажа электрооборудования используются готовые релейные модули, куда уже интегрированы необходимые реле, предохранители, гнезда и провода.
Такие блоки выпускаются на базе 5-контактных или 4-контакных автореле на разные токи нагрузки. Релейный блок значительно упрощает подключение дополнительных устройств - достаточно подвести к нему питание и сигналы управления.
Схема подключения дхо через 5 контактное реле
Рассмотрим схему включения дневных ходовых огней (ДХО) через 5-контактное реле. Это позволит сделать ДХО независимыми от габаритных огней.
Порядок подключения ДХО через реле следующий:
- Контакт 85 соединить с проводом +12В, на который подается напряжение при включении зажигания;
- Контакт 86 подключить к постоянному +12В от аккумулятора;
- К контактам 30 и 87 подвести питание к дневным ходовым огням.
Такая схема позволяет включать ДХО независимо от основного света, что удобно при движении в светлое время суток.
Защита цепей при использовании реле
Поскольку через контакты реле протекают токи значительной силы, важно позаботиться о защите подключенных цепей.
Для этого используют следующие меры:
- Установка плавких предохранителей необходимого номинала;
- Использование проводов сечением, соответствующим протекающим токам;
- Герметизация мест подключения для предотвращения коррозии;
- Установка реле в труднодоступном месте для защиты от влаги и грязи.
Соблюдение этих рекомендаций позволит избежать возгораний и обеспечит длительную безотказную работу смонтированного оборудования.
Установка 5-контактного реле в автомобиле
Для надежной работы реле в автомобиле важно правильно выбрать место его установки:
- Реле размещают в салоне вдали от нагревающихся узлов - двигателя, радиатора, выхлопной системы;
- Крепят на металлические панели кузова при помощи винтов, хомутов или пластиковых стяжек;
- Ориентируют катушками вниз или вбок, чтобы исключить скопление влаги;
- Прокладывают жгуты проводов так, чтобы исключить их защемление или повреждение.
Подготовка проводов
Для подключения реле необходимо:
- Зачистить изоляцию проводов на 5-7 мм и обжать наконечники или облудить;
- Припаять провода к контактам реле или использовать съемные клеммные колодки;
- Нанести на места пайки герметик для предотвращения коррозии.
Проверка схемы и нагрузочная способность
Перед подключением нагрузки необходимо проверить:
- Надежность соединения всех контактов по электросхеме;
- Сопротивление обмотки реле мультиметром;
- Срабатывание реле при подаче управляющего напряжения.
Также важно учитывать допустимые токи для контактов реле и не превышать их, чтобы не вызвать оплавления контактной группы.
Диагностика неисправностей 5-контактного реле
Если после установки реле подключенное оборудование не работает, необходимо провести диагностику.
Проверить:
- Надежность и правильность подключения проводов;
- Отсутствие механических повреждений катушки и контактов;
- Целостность предохранителей в цепи.
Проверка омметром
Измерить сопротивление:
- Обмотки реле - должно соответствовать паспортному значению;
- Контактных групп - проверить замыкание и размыкание при срабатывании.
При обнаружении неисправностей реле подлежит замене.